Как менялась Суворовская
Принято считать, что из всех улиц Старого Херсона меньше всего от времени пострадала улица Суворова. Это и так, и не совсем так, поскольку первоначальный вид сравнительно быстро сформировавшейся Суворовской, как называли ее в течение полутора столетий, сохранить до наших дней не удалось. Особенно досадно, что в начале 1970-х годов советскими властями совершенно бездумно был уничтожен квартал улицы, где располагались здания, имевшие особую историческую ценность — дом академика Тарле и аптека Мюллера. Кстати, именно в стенах последней в 1860-х годах собирались для своих «подрывных» бесед херсонские народники. Наверно, когда Горком партии отдавал распоряжение на снесение исторического квартала, его руководители не имели об этом ни малейшего понятия. Иначе, надо думать, сохранили бы хоть этот дом, где в старое время также находилась Почтовая контора.
Но не только в этом не повезло Суворовской. В нескольких десятках метров от нее, на пересечении улиц Октябрьской революции (Ришельевской) и Комсомольской (Эрдельевской), была расположена Старообрядческая церковь. К ней прилегала больших размеров Старообрядческая площадь, которая в первой половине XIX века «представляла собою заросший пустырь». Его центром, примерно, являлся памятник князю Потемкину-Таврическому.
Спустя несколько лет после установления этой не сохранившейся до нашего времени скульптуры — в 1838 году — городские власти стали благоустраивать пространство вокруг памятника. Так появился Потемкинский бульвар. Его размеры были огромны. Достаточно сказать, что на третьей части территории бульвара в 1889 году возвели массивное здание Городского Театра. Постепенно и остальная часть Старообрядческой площади также была застроена. В частности, в 1896 году на ее территории появилось белоснежное здание Общественной Библиотеки.
А вот существовавшая с 1803 года и давшая площади название Старообрядческая церковь — с начала 1840-х годов она стала называться Покровской Единоверческой — величественно продолжала стоять на своем месте. Кстати, ее план утверждал сам герцог де Ришелье. Церковь возводилась с 1805 по 1812 годы. Как отмечает Сильванский, во время постройки и последующей переделки, «по сравнению с планом, церковь утратила все свои характерные особенности».
Но одно дело — плохо реализованный план строительства храма, а совсем другое — уничтожение этого архитектурного сооружения, почитаемого, святого места…
Как пишет краевед Е.В.Горностаев в своей книге «Суворовская. Биография улицы» (она скоро увидит свет в рамках проекта «Библиотека Издательского Дома «СЛАЖ»»), до 1917 года Покровская Единоверческая церковь существовала вполне спокойно. После же ее история была драматичной, а под конец — и совсем трагичной:
«В течение без малого полутора десятка лет после Октябрьского переворота Покровская Единоверческая церковь еще функционировала. Но в 1931 году она была передана предприятию «Заготзерно», которое использовало ее в качестве склада для хранения муки и зерна. Впоследствии здесь хранили хлопковые семена. Во время Великой Отечественной войны в нем держали пленных немцев. С 1944 года храм и все имеющиеся при нем строения числились как помещения Херсонского ликеро-водочного завода.
Затем Херсонский городской совет решил, что «церковь по своему архитектурному стилю не является историческим памятником и в период немецкой оккупации не использовалась как церковное заведение, религиозных служб здесь не проводилось… По реконструкции города данное здание должно быть снесено».
В 1948 году к храму был подогнан боевой танк, который сделал все, чтобы его разрушить. Не удалось. Тогда здание решили взорвать. Раздраженные первой неудачей, разрушители заложили под «упрямую» церковь побольше взрывчатки — по всем законам боевого искусства, чтобы сразу, одним махом, покончить с ней.
От мощного взрыва в соседних домах вылетели стекла. Храм вздрогнул, замер и стал тихо оседать — будто бы какая-то сила все еще держала его, не давая красоте превратиться в груду камней…
А на месте прекрасного Покровского Единоверческого храма была вымощена сквозная дорога вдоль улицы. Ее назвали именем Октябрьской революции. Колонны же, украшавшие вход в храм, поставили у входа, ведущего в парк имени Ленина».