Ледниковый период Херсона
Херсонская история, насчитывающая уже 236 лет, полна свершений, событий, взлетов и падений. На первый взгляд, казалось бы, жизнь в нашем городе не стоит на месте, прогрессирует и неуклонно стремится вперед. И всё же, если приглядеться чуть внимательней, можно заметить, что в некоторых вопросах наша «двухсотвековая» история повторяется с совсем не завидной периодичностью фактически из года в год
Вот, скажем, ледяной панцирь гололедицы, периодически покрывающий улицы города зимой, является по-настоящему непреодолимым стихийным бедствием для Херсона с самого начала его основания на крутом берегу Днепра в 1778 году и до сегодняшнего времени.
В том, что и в период юности Херсона климат здешний мало чем отличался от нынешнего, можно убедиться, обратившись к путевым заметкам известного в прошлом украинского писателя и публициста Григория Данилевского. Он и тогда отмечал особенность южных зим в одно мгновение изменять свой характер. Вслед за промозглой распутицей вдруг – «беспредельная кора гололедицы, укрывшей степь». Такая же «беспредельная кора» льда покрывала кварталы Херсонской крепости и первые городские улицы. Они становились практически непроходимыми и крайне опасными. Тогда с гололедицей боролись самыми доступными подручными средствами. Посыпали ледяное стекло золой, соломой, навозом и прочим бытовым мусором, а ноги поверх обуви оборачивали различным негодным тряпьем, уменьшающим скольжение.
Лет через сто, когда в разросшемся городе при домовладениях появился уже институт дворников, основную тяжесть борьбы с гололедицей на его улицах несли именно они. Согласно действовавшему Городовому положению, каждый домовладелец должен был самостоятельно озаботиться заготовкой песка на случай зимних гололедов и производить очистку прилегающей к домостроению территории от снега и льда до середины улицы. В случае, если дворник не мог справиться с задачей, в помощь ему нанимали помощников из числа находящихся «не у дел» по причине зимнего времени сезонных работников. Кроме того, в обязанности дворника входила и очистка от снега крыш, чтобы в дальнейшем, в период его таянья, избежать появления над тротуарами опасных сосулек. Конечно же, прежние дворники были все как на подбор мужичками не хилыми, способными, в отличие от современных бабушек-дворничих, и лопатой помахать, а при надобности еще и преступника-хулигана скрутить. Ибо в прежние времена дворник был личностью весьма уважаемой и считался главным помощником полиции.
В крупных государственных учреждениях и богатых домах на вооружении дворников имелись так называемые снеготаялки. С их помощью здесь уже не складировали собранный снег на газонах, а растапливали его. Впрочем, эти примитивные аппараты работали на дефицитных и сравнительно недешевых в нашем степном городе дровах. Посему снеготаялок было мало. За исполнением работ по уборке улиц следила полиция. Нерадивые домовладельцы немедленно подвергались админнаказаниям.
И всё же более-менее сносно очищали от снега и льда в основном лишь улицы, находившиеся в центре города. Стоило только приблизиться к городским окраинам, как тут же пешеход попадал в сугробы и ледяные торосы. Еще более проблемными были «ничьи» территории, о содержании коих, в сущности, не с кого было и спросить. Так, нередко в местной прессе в начале ХХ века можно было отыскать подобные сообщения: «Резницкий мост, соединяющий Забалку и Сухарное с городом, в настоящее время почти непроходим. Спуски к нему покрыты сплошным льдом, и прохожие должны вооружаться палками с острыми наконечниками и особыми подковками, которые подвязывают к сапогам (по улицам нынешнего Херсона также без «ледоступов» далеко не уйдешь! – Прим.авт.). Сердобольные жители посыпают спуски золой, гнилой соломой, навозом и всяким мусором, который выбрасывают из дворов. Но всё это уносится водой в балку, а по ней в речку, и склоны опять блестят чистым, как стекло, льдом, и обыватели, несмотря на всё свое вооружение, падают, возбуждая невольный смех у зрителей-сангвиников. Всё это делает Резницкий мост, этот кратчайший путь из Забалки и Сухарного в город, непроходимым. А между тем как легко устранить все эти неудобства! Стоит лишь счистить лед со спусков. Вот только городское управление не интересуется теми неудобствами, которые испытывают забалковцы».
Новая советская власть, окончательно установившаяся в начале 1920-х годов, была занята совершенно иными, более важными делами, чтобы обращать внимание на подобные неудобства на зимних херсонских улицах. Потом, когда жизнь стала налаживаться, эти проблемы продолжали решать прежним примитивным способом ручной уборки льда и вывоза его гужевым транспортом в многочисленные в прибрежной части Херсона овраги. Так же, как и до революции, ходовые пешеходные дорожки и улицы посыпали чистым песком. Считается, что впервые массово стали применять песок в смеси с вредной для окружающей среды солью в столице СССР Москве в начале 30-х годов ХХ века. Оттуда этот «обычай» постепенно перекочевал во все уголки бывшего Советского Союза.
По-настоящему взялись за борьбу с заносами и с зимней гололедицей в Херсоне уже в период восстановления народного хозяйства, разрушенного Великой Отечественной войной. К концу 1950-х годов в коммунальных службах Херсона появилась снегоуборочная техника, количество которой из года в год росло. На «вооружение» была также принята и «прошедшая испытание» соляно-песчаная смесь. Хотя уже тогда было известно негативное влияние ее на окружающую среду и почву. Мало того, соль, используемая до сего времени на улицах города как одно из главных средств борьбы с гололедом, наносит вред всему, чему только можно. Она разъедает кузова машин, металлические и бетонные элементы мостов и ограждений, асфальт, обувь…
В период обильного снегопада на улицы города выходила вся коммунальная уборочная техника. Если же сил для уборки и вывоза снега было недостаточно, по звонку из горкома партии к работам подключался многочисленный транспорт, находившийся в распоряжении других служб и государственных предприятий. Кроме того, в этот период существовала широкая практика использования на подобных «неквалифицированных» работах в кризисных ситуациях квалифицированных тружеников различных предприятий, за которыми на это время сохранялась средняя зарплата по месту работы.
Эти времена уже давно канули в Лету, а вместе с ними и вся спецтехника советского периода. Ныне на вооружении городских коммунальных служб техника иная, которой, впрочем, явно не хватает для такого большого города, каким стал Херсон к началу ХХI века. Да и сил у современных коммунальщиков явно недостаточно. А то чем же иным еще можно объяснить засыпанные снегом, обледенелые и непроходимые улицы и тротуары города?