Херсонская школа героев
Рядом с аллеями Потемкинского сквера в Херсоне среди зелени старых акаций притаился неприметный переулок Доры Любарской. Здесь в одном из старых зданий, построенных в начале ХХ века для губернской земской управы и восстановленных в современном виде уже после войны, ныне расположено одно из отделений городского роддома № 1. Меж тем здание это, находящееся в стороне от обычных туристических маршрутов, знало иные времена и имеет свою особую историю
В этом здании с 1936 по 1941 годы располагалась Херсонская авиационная школа. По разным данным, за годы существования этого учебного заведения из его стен вышли более тысячи инструкторов-пилотов. Многие из них стали известными асами в период Великой Отечественной войны. Об этом повествуют скупые строчки памятного знака, установленного на бывшем здании школы:
«…Двадцати ее выпускникам присвоено звание Героя Советского Союза».
История Херсонской авиашколы началась, когда из Полтавы в Херсон была переведена существовавшая там с начала 1930-х годов школа авиапилотов. Собственно, попытку основания в нашем городе военного аэродрома, ремонтных мастерских и учебного авиаотряда предпринимали еще до революции. Вот только тогда время для осуществления этого проекта было не совсем подходящее. Пока решали организационные вопросы и перебрасывали на херсонский аэродром техническое оснащение, грянула революция со всеми ее последствиями – Гражданской войной и годами разрухи. И лишь спустя 18 лет, уже в советское время, у Херсона появились свои «крылья».
Херсонская авиашкола начала свою работу в мае 1936 года, то есть ровно 79 лет назад. А первый ее выпуск состоялся уже в декабре того же года. Первыми выпускниками учебного заведения стали курсанты, начавшие обучение еще в Полтаве.
С первых своих шагов авиашкола стала гордостью Херсона. Еще бы! Кто в те далекие предвоенные годы не мечтал о небе? Об этом писала пресса, твердило радио, пели песни, а на улицах призывно алели лозунги «Комсомолец – на самолет!». Словом, идея воздухоплавания стала очередным звеном патриотического воспитания «человека нового общества». Мальчишки с завистью взирали на курсантов, поднимавшихся ввысь, и осаждали школьное руководство с заявлениями о приеме.
Однако, чтобы попасть в авиашколу, мало было иметь отменное здоровье, нужно было еще обладать «незапятнанной» биографией. Это, пожалуй, в период начала политических репрессий было самым важным. Впрочем, какие могли быть пятна в биографиях вчерашних мальчишек и девчонок (с 1937 года в Херсонскую авиашколу стали принимать девушек)? Тем не менее случалось по-всякому. Так, летчик-штурмовик, Герой Советского Союза, капитан Анна Тимофеева (Егорова) в автобиографической книге «Держись, сестренка!», посвященной боевым подругам, рассказывает, как ее, успевшую уже окончить курсы Московского аэроклуба и получившую направление в Ульяновскую школу пилотов ОСОАВИАХИМа, после ареста старшего брата причислили к врагам народа. Вслед за этим последовало исключение из учебного заведения. И лишь настойчивость, целеустремленность и бойцовский характер позволили Анне Александровне изменить ситуацию и стать курсантом авиашколы в Херсоне. Вот как описывает она это в своей книге: «Вызывает меня комиссар аэроклуба и говорит:
— Мы решили единственную “женскую” путевку в Херсонскую авиационную школу отдать тебе. Завтра же бери направление и быстрее езжай в Херсон. Учти, там кроме специальных предметов придется держать экзамены и по общеобразовательным. Конкурс большой, готовься! В Херсоне действительно был большой наплыв воспитанников аэроклубов страны. Приехали из Москвы и Ленинграда, Архангельска и Баку, Комсомольска-на-Амуре и Минска. На штурманское отделение в школе принимали только девушек, на инструкторское – в основном парней. И снова комиссии – медицинская, мандатная. Наконец вывешены списки принятых – меня зачислили на штурманское отделение».
Из этих строк воспоминаний геройской летчицы можно узнать, каким успехом у юношей и девушек страны пользовалась Херсонская авиашкола.
Вооруженный конфликт между СССР и Финляндией, вспыхнувший в ноябре 1939 года, сказался и на работе Херсонской авиашколы. «Война с Финляндией ускорила наш выпуск. Программу обучения в школе резко сократили, закруглили и подвели к экзаменам. Их мы сдавали тоже в спешке. Нам даже обмундирование не сумели пошить – так и выпустили в старых гимнастерках и юбках, в каких курсантами были», – рассказывает в книге Анна Александровна Тимофеева.
Конфликт между двумя странами и шаткость существовавшего мирного равновесия в Европе стали поводом реорганизации авиашколы. Уже в 1940 году решением правительства находившаяся под юрисдикцией Центрального Совета ОСОАВИАХИМа Херсонская авиашкола перешла в подчинение военно-воздушных сил СССР и была перепрофилирована на подготовку летчиков-истребителей. Летно-технический и преподавательский состав учебного заведения был увеличен до 87 человек. В ходе реорганизации изменилось и техническое оснащение летной части. Вместо привычных учебных самолетов У-2 школу укомплектовали быстрыми и маневренными истребителями И-16. Претерпела изменения и учебная программа. Туда добавились новые предметы: отработка элементов высшего пилотажа в условиях воздушного боя, взлет и посадка самолета «вслепую», в сложных обстоятельствах, стрельба.
Аэродром, где базировалась авиатехника школы и где проходили практические полеты, находился на огромном по площади пустыре, расположенном в степи за железнодорожным вокзалом. Ныне это территория Таврического микрорайона.
Начало войны 22 июня 1941 года застало личный состав авиашколы в летних лагерях в селе Копани, а уже спустя четыре дня, 26 июня, поступила директива Генштаба о передислокации Херсонской школы военлетов в Борисоглебск Воронежской области. В Борисоглебске находилась одна из лучших школ страны – 2-я военная школа летчиков Красного Воздушного флота. В 1933 году решением ЦИК СССР Борисоглебской авиашколе было вручено Красное Знамя, а в 1938-м она получила название – школа имени Валерия Чкалова, одного из первых ее выпускников. Теперь Херсонской авиашколе предстояло слиться с этим учебным заведением.
Стремительное продвижение на восток гитлеровских войск заставило значительно сократить отпущенное на учебу время. Уже в ноябре 1941 года из Борисоглебского училища на фронт отправились два авиационных истребительных полка.
Воспитанниками Херсонской авиашколы были:
дважды Герой Советского Союза Георгий Михайлович Паршин, Герои Советского Союза Мария Ивановна Долина, Анна Александровна Тимофеева (Егорова), Евдокия Ивановна Носаль, Надежда Васильевна Попова, Лариса Николаевна Розанова (Литвинова), Ирина Федоровна Себрова, Антонина Федоровна Худякова, Анатолий Павлович Артеменко, Сергей Авдеевич Бурназян, Борис Наумович Воловодов, Борис Борисович Глинка, Николай Иванович Глобин, Петр Евдокимович Кисиленко, Василий Николаевич Костин, Франц Николаевич Рогульский, Иван Григорьевич Скляров, Николай Николаевич Стробыкин-Юхвит, Давид Элизбарович Тавадзе, Петр Григорьевич Якубовский, Лидия Владимировна Литвяк.
Маначинский Александр Яковлевич
| #
Мой дядя Смульский Игнат Андреевич, 1917 г, закончил Херсонскую авиашколу в 1938 году Имеется выпускное фото. Участвовал в боях в Маньжурии. Высылаю сайт , где описаны его деяния. Могу выслать фото выпуска 1938 года.
Reply
Виктор
| #
Мой дядя Шишковец Виктор Николаевич 1917 г.р. Окончил Херсонскую авиашколу в декабре 1937 года. Командир звена, штурман эскадрильи 704ШАП, 232 ШАД погиб 18 февраля 1943 года на Волховском фронте. Его самолёт был обнаружен в 1978 году в озере Белое , недалеко от Любами. Самолёт отреставрирован и установлен в виде памятника в посёлке Лебяжье под Санкт- Петербургом. Вместе со стрелком В. Даниловым похоронен в Любани.
Есть фото выпуска лётчиков.
Reply