Как это было. Наш земляк-бериславец изменил ход войны
Министр пропаганды фашистской Германии Пауль Йозеф Геббельс, перефразировавший афоризм великого Леонардо да Винчи в привычную ныне для нас фразу «всё гениальное просто», и представить себе не мог, во что выльется Великому Рейху простейшее изобретение, предложенное советским генералом Гориккером в начале войны
Впрочем, и изобретение, и сама личность изобретателя бесспорно заслуживают того, чтобы рассказать об этом подробнее. К тому же видный военный деятель, один из создателей танковых войск Красной армии, генерал-майор Михаил Львович Гориккер – наш земляк. Родился он 120 лет назад, в январе 1895 года, в Бериславе Херсонской губернии и начинал свой трудовой жизненный путь с ученика, затем мастера слесарно-механической мастерской
в тогда еще скромном небольшом местечке Каховка. Возможно, из него получился бы в будущем незаурядный и грамотный инженер, однако грянувшая в 1914 году Первая мировая война сделала его солдатом. Причем, судя по двум «Георгиям», которые не так просто было заслужить, солдатом достойным. А тяжелые ранения, полученные рядовым Гориккером на поле боя, подтверждают, что от вражеских пуль он не прятался. Собственно, именно войны, Мировая и последующая вслед за революцией Гражданская, повлияли на весь его дальнейший жизненный путь, сделав из мастера-механика кадрового офицера Красной армии. Курсант, затем организатор командирских курсов, комиссар курсов тяжелой артиллерии, комиссар пехотных командных курсов. Слушатель военно-педагогических курсов РККА, слушатель Военной академии механизации и моторизации РККА, получивший специализацию «конструктор боевых машин», военный инженер мотомехвойск РККА и наконец начальник Московского танко-технического училища – таков краткий послужной список Гориккера в мирное время с 1920 по 1934 годы. В 1938-м Михаил Львович возглавил Киевское танко-техническое училище имени Тимошенко и одновременно исполнял обязанности начальника гарнизона города Киева. После введения в Красной армии высших офицерских званий в 1940 году получил звание генерал-майора технических войск.
22 июня 1941 года фашистская авиация нанесла бомбовый удар по столице Украины. Бомбардировке подверглись основные стратегические объекты Киева, железнодорожный вокзал, электростанции, авиазавод, аэродромы и другие пункты.
Когда уже в течение первой недели вражеского нашествия стало ясно, что остановить фашистов сразу не удастся, Киев стал готовиться к сопротивлению приближавшемуся врагу. Работами по подготовке города к обороне и эвакуацией важных оборонных предприятий руководил начальник гарнизона, генерал-майор Михаил Гориккер. Из мемуаров участников военных сражений, документальных фильмов и исторических документов нашим современникам ныне известны техническое состояние и огневая мощь Красной армии в начале войны. Для сопротивления врагу порой не хватало винтовок и патронов, не говоря уже о более серьезных вещах, таких как, скажем, артиллерия или хотя бы ПТР (противотанковые ружья), способные дать отпор фашистской бронетехнике. Именно в этот ответственный и, несомненно, сложный для страны период войны, несмотря на всю свою крайнюю загруженность подготовкой Киева к обороне и вопросами эвакуации, генерал-майор Гориккер предложил использовать на подступах к городу свое простое, но вместе с тем гениальное изобретение. Это изобретение, первоначально называвшееся «звездочкой» или «рогаткой Гориккера», ныне известно как противотанковый ёж. Казалось бы, ну что тут такого – три коротких, чуть более метра, куска рельса, сваренные меж собой, что
в них особого? Однако изобретатель «ежа», прекрасно знавший материальную часть танка, при расчетах размеров конструкции учел слабые стороны бронемашины. Испытания «звездочки Гориккера», проведенные в присутствии высоких чинов оборонной промышленности и военспецов, входивших в комиссию, 3 июля 1941 года на полигоне танкового училища, превзошли все ожидания. Впрочем, дадим слово специалистам, подписавшим акт испытаний: «Легкий танк Т-26 при наезде на препятствие был выведен из строя – сорван люк масляного насоса и повреждены маслоподводящие трубки, в результате чего масло из мотора вытекло через 3–5 минут, что привело к вынужденной остановке машины.
Танк БТ-5 за счет большого запаса динамического усилия первоначальную расстановку препятствий преодолел, имея в результате этого дефект в виде помятости днища танка, что отразилось на его управлении и работе бортовых фрикционов. После чего танк потребовал двухчасового ремонта». Государственная правительственная комиссия дала самую высокую оценку изобретению Гориккера. Буквально на следующий день все прифронтовые металлообрабатывающие предприятия приступили к изготовлению противотанковых ежей. Причем в качестве материала для конструкций использовали не только железнодорожные рельсы, но и подходящие промышленные швеллеры и балки, словом, всё, что попадалось под руку. Впервые испытание «ежей» в боевой обстановке произошло именно под Киевом. Фашистские танкисты, готовившиеся стремительным ударом овладеть столицей Украины, не увидели в «ежах» какой-либо особой преграды для своих гусеничных бронированных машин. Вот только стремившийся сдвинуть незакрепленноев земле препятствие фашистский танк переворачивал конструкцию, которая перекатывалась под днище, приподнимая танк над землей, лишая гусеницы сцепления с грунтом, или, попав в катки, и вовсе оставляла броневую машину без движения. А уж справиться с попавшим в «капкан» танком было, конечно, гораздо легче. Попытки же съехать с «ежа» задним ходом обычно оканчивались разрывом острой гранью конструкции днища танка и выведением из строя расположенной впереди трансмиссии или коробки передач, что также надолго выводило опасную боевую единицу из строя. Благодаря использованию изобретения Гориккера пехотинцы, не обладавшие еще должным опытом и стрелковым оружием для борьбы с танками, успешно уничтожали их гранатами и бутылками с зажигательной смесью.
Невозможно в полном объеме сосчитать общего количества противотанковых ежей, изготовленных в период войны. Известно, что только для обороны Москвы их было использовано около 38 тысяч единиц.
Наученные горьким опытом преодоления подобных препятствий и уже отброшенные от границ нашей страны фашисты ровно 70 лет назад попытались применить изобретение Гориккера для защиты Берлина. Впрочем, им это уже мало помогло.
После окончания войны генерал-майор Гориккер служил начальником инспекции Главного автомобильного управления. Затем до отставки – начальником Рязанского военно-автомобильного училища.
К «Георгиям», открывшим счет его наградам в 1914 году, добавились орден Красной Звезды, орден «Знак Почета», орден Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны II степени. Медали: «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталин-града», «За победу над Германией» и другие. Ну а за изобретение легендарного противотанкового ежа его создателю вручили самый лучший в то время отечественный фотоаппарат марки ФЭД.