Воздушный шар наводил ужас на жителей херсонской глубинки…
Ныне же очередной темой повествования будет рассказ о покорителях воздушной стихии, с которыми местные обыватели познакомились ещё в конце ХІХ века. Конечно, тогда речь не шла о более-менее серьёзных летающих аппаратах, таких как, скажем, управляемый планер братьев Райт или их же самолёт, впервые осуществивший свой 59-секундный полёт в декабре 1903 года. Первым летательным аппаратом, который впервые смогли увидеть, пожалуй, все местные жители старого Херсона (ибо как же можно было пропустить сие удивительное зрелище), стал большой воздушный шар Юзефа Древницкого. А случилось это событие 116 лет тому назад, осенью 1899 года…
Братья Древницкие покоряют небо
К тому времени история воздухоплавания насчитывала целое столетие. И воздушные шары, в принципе, были давно уже известны передовым и грамотным местным обывателям, хотя бы из изданной в 70-х годах ХІХ века книги Жюля Верна «Пять недель на воздушном шаре». Но вот чтобы увидеть шар в непосредственной близости или хотя бы наблюдать его полёт в синеве неба, – это пока, пожалуй, удавалось только единицам.
Ещё за несколько недель до появления в Херсоне воздухоплавателя Юзефа Маврикиевича Швамбаум-Древницкого по Херсону распространился слух о предстоящем в скором времени удивительном воздушном представлении. И, конечно же, городские обыватели с нетерпением ждали приезда знаменитости. Да как же иначе, ведь фамилия братьев Древницких долгое время была на слуху, и газеты, причём не только имперские, смаковали на своих страницах подробности полётных приключений и трагических происшествий, случавшихся с отважными гастролёрами в воздухе.
Головокружительная в прямом смысле слова карьера уроженцев Варшавы братьев Древницких началась в 1891 году с первого построенного ими собственными руками воздушного шара. Конструкция его была самой примитивной и состояла из тканевой оболочки, приспособленной для наполнения горячим дымом вместо используемых за границей для этих целей водорода или светильного газа. Впрочем, в этом было своё преимущество, так как во время гастрольных путешествий по «городам и весям» безграничной империи чаще всего не было никакой возможности приобрести газ, а вот несколько возов соломы для костра – пожалуйста.
Для изготовления оболочки шара Древницкие использовали практически любую подходящую крепкую ткань, начиная от парусины и заканчивая сатинетом – лёгкой полушёлковой тканью. Причём ткани на изготовление шара, как писали газеты того времени, требовалось «более двух тысяч аршин», то есть около полутора километров! Конечно, стоил этот материал весьма приличные деньги. По самым скромным подсчётам – около тысячи рублей, плюс расходы на изготовление – сшивание раскроенных сегментов шара. Для сравнения: спустя десяток лет, с наступлением эры авто, когда в Херсоне появились первые автомобили, цена каждого из них колебалась в пределах двух – двух с половиной тысяч рублей. То есть стоимость воздушного шара Древницких была весьма велика, часто случавшаяся потеря оболочки вследствие пожара во время наполнения горячим дымом серьёзно била по карману воздухоплавателей.
Парашют – изюминка представления
Впрочем, шар шаром, полёты полётами, а была в воздушном аттракционе братьев Древницких своя особая изюминка. Этой изюминкой, привлекавшей массы людей на демонстрационное поле, где проходили представления, были прыжки с парашютом с трапеции, закреплённой под шаром. Действо сие привлекало внимание тем, что хотя опыты с парашютами уже давно проводились, однако ещё не было изобретено по-настоящему надёжного приспособления, обеспечивающего надёжный спуск парашютиста с высоты. По сути, первая удачная конструкция парашюта была продемонстрирована его изобретателем Глебом Котельниковым в 1911 году, а в марте 1912-го Котельников запатентовал своё изобретение. Древницкие же ни о каких патентах не помышляли и с 1892 года (по воспоминаниям же дочери Юзефа – с 1895-го) осуществляли спуск с высоты во время своих представлений на парашюте собственной конструкции.
Конечно, конструкция парашюта была далека от совершенства. Об этом свидетельствует смерть одного из братьев – Станислава – в период гастролей в Витебске в 1895 году… Хотя, впрочем, причиной могли быть определённые внешние условия. Не счесть падений и травм, которые довелось испытать и самому Юзефу Древницкому, однако он вновь и вновь возвращался в небо.
Как бы там ни было, после смерти Станислава в том же 1895 году заменить погибшего вызвалась супруга третьего брата Альфреда, Ольга, которая под псевдонимом Ольга Бобровская некоторое время выступала в паре с Юзефом Древницким. Ольга Михайловна стала первой в мире женщиной-парашютисткой, а её послужной список насчитывает 15 удачных прыжков с парашютом.
Абсолютное же мировое первенство по количеству совершённых прыжков среди мужчин-парашютистов долгое время удерживал Юзеф Древницкий. Доподлинно известно, что превзойти его оказалось возможным лишь спустя только два десятка лет.
История сохранила целый ряд воспоминаний очевидцев полётов и прыжков с парашютом, произведенных Юзефом Древницким, в которых самым ценным является отношение зрителей, отдающих должное мужеству покорителя воздушной стихии. Вот как рассказывает об одном из неудачных полётов Древницкого известная писательница и драматург Александра Бруштейн в своей книге «Дорога уходит вдаль…»: «Во время наполнения горячим дымом шар неожиданно вспыхнул… Шар сгорел… Толпа стоит молчаливая. Сам Древницкий словно оцепенел. Кто-то из зрителей снимает с головы фуражку, кладёт в неё деньги: “Древницкому – на новый шар!” И фуражка идёт из рук в руки. Видно, как она плывёт по толпе, словно челнок. Люди дают охотно, горячо. Кое-кто из женщин, плача, кладёт в фуражку вынутые из ушей недорогие серьги, снятые с пальца колечки с бирюзой… Фуражка несколько раз возвращается наполненная и снова пустая пускается в плавание… Через некоторое время Древницкий совершает у нас полёт на новом шаре».
Юзеф Древницкий в Херсоне
Полёты и прыжки с парашютом в конце октября 1899 года в Херсоне прошли самым надлежащим образом, без происшествий и драм.
Для полётов и прыжков с парашютом городская управа отвела главную аллею Александровского парка (ныне это центральный городской парк). А уже на следующий день популярная местная газета «ЮГъ», сохранившая для нас этот практически неизвестный современным херсонцам эпизод, сообщала на своих страницах: «Вчера в Александровском парке при большом стечении зрителей состоялся полёт на воздушном шаре Ю. Древницкого. В 3 с половиной часа под шаром зажгли солому и начали наполнять его тёплым воздухом. В последнюю минуту перед полётом на оболочку шара попало несколько искр, и шар начал местами прогорать. Но Древницкий не потерял присутствия духа, полетел на испорченном шаре и поднялся на значительную высоту. Благодаря полному безветрию полёт был совершенно вертикальный, и воздухоплаватель опустился на парашюте в нескольких саженях от места подъёма. Шар его сделан из непроницаемой парусины и имеет 10 тысяч кубических футов объёма при поперечнике в 30 аршин (21 метр. – А. З.)».
Второй полёт воздушного шара Древницкого состоялся в воскресенье, 31 октября. В половине пятого вечера отважный воздухоплаватель поднялся на шаре высоко над городом. Воздушными потоками шар был отнесен в сторону херсонской крепости, над которой Юзеф Древницкий под восторженные крики огромной толпы городских обывателей совершил свой второй удачный прыжок.
После выступлений в Херсоне было ещё бесчисленное множество полётов и прыжков, совершённых Древницким. С 1891 по 1914 годы Юзеф Древницкий совершил более 400 (по некоторым сведениям – около 500) прыжков с парашютом, причём два из них – в Херсоне.
Первый аэроклуб на Юге
После первого полёта Юзефа Древницкого в Херсоне надолго забыли о полётах воздушных шаров. Может, иногда в вышине над городом проплывали тихие и медлительные творения, созданные человеком, с путешественниками на борту, но подобное случалось крайне редко. И каждый такой случай неизменно попадал на страницы газет: «Вчера в сумерках над Военным форштадтом был замечен тёмный силуэт воздушного шара, который двигался по направлению Таврического уезда».
Куда чаще, чем в Херсоне, летающих гигантов наблюдали в Одессе, ибо уже в начале нового ХХ века там был основан первый на юге империи аэроклуб. Члены аэроклуба, среди которых был знаменитый спортсмен, одессит Уточкин, совершая свои полёты, старались держаться окрестностей города, где проживало более-менее цивилизованное население, не рискуя забираться в места глухие, а потому весьма опасные. Сегодня это воспринимается как очередной курьёз из прошлого, но тогда появление над сёлами глубинки воздушного исполина расценивалось местными аборигенами как некий знак, предшествовавший скорому концу света. В безобидные шары палили из всех имевшихся в селении стволов и, вооружившись кольями, косами и вилами, долго гнались вослед, до смерти пугая аэронавтов. Так, в 1908 году из Одессы в имение Большая Васильевка, принадлежавшее помещику Остапенко-Беленко, на воздушном шаре аэроклуба вылетели два путешественника. Достигнувший цели путешествия шар стал снижаться. Воздухоплаватели рассчитывали приземлиться за деревней на выгоне. Однако были замечены «неприятелем». Вот что писала по этому поводу херсонская газета «ЮГъ»: «Гигант-шар навёл ужас особенно на крестьянок, которые с криками “бабья смерть!” бросились на воздухоплавателей. Не отставали от своих жён и крестьяне, вооружившиеся орудиями сельскохозяйственного производства и хотевшие во что бы то ни стало разрушить страшное чудовище-шар, который носил бабам смерть. Эта толпа, с диким рёвом и криком старавшаяся поймать шар, навела ужас на воздухоплавателей, и в этот момент положение их было незавидное». Только прискакавшим на лошадях помещику Остапенко-Беленко и его служащим с неимоверным трудом удалось убедить крестьян, что их «бабам» ничто не угрожает.
Командующему военным округом даже пришлось издать и обнародовать специальное постановление с требованием относиться с пониманием к воздушным путешественникам и при случае оказывать им посильную помощь. Пожалуй, только такая «казённая бумага» с печатью могла защитить воздухоплавателей от неминуемой расправы, да и то
по причине безграмотности населения – не всегда…
Вообще 1908 год был богат приключениями, связанными с полётами шаров. Так, 20 июля пилот аэроклуба Ван дер Шкруф, поручик Пилипенко и нижний чин морского батальона Ярый предприняли попытку полёта на воздушном шаре из Одессы в Херсон. Опытные аэронавты поднялись в воздух при солнечной погоде. Однако ближе к вечеру на полпути к Херсону над Ягорлыцким заливом шар попал в неблагоприятное сильное воздушное течение, которое увлекло его далеко в море. Попытки исправить ситуацию с помощью имевшегося в гондоле балласта успехом не увенчались. Неуправляемый шар быстро несло к турецкому берегу, который находился более чем в 300 милях. Ситуация осложнилась быстро наступавшими сумерками и повреждением оболочки шара. Через прореху в ткани произошла сильная утечка газа, и шар начал быстро снижаться. Казалось, катастрофа неминуема, однако в последний момент аэронавты заметили огни шедшего из Сухума в Херсон парохода «Восточная звезда». Практически в кромешной темноте, при сильном волнении и ветре им удалось взять курс на судно и буквально свалиться на него с высоты, порядком перепугав его экипаж. 22 июля аэронавты со спасённым шаром достигли конечной цели своего путешествия – Херсона.
Теги: авиация