С аллеи парка – в небо!
В прошлой публикации мы познакомились с историей старейшего городского парка Херсона – Шевченковского (Денисовский, Александровский, Тарасо-Шевченковский, Ленина, Городской). Прогуливались вместе с городскими обывателями при свете тусклых керосиновых фонарей его пыльными, гравийными дорожками и убегали от парковых собак в неурочное для посещения время. Ныне продолжим наше историческое путешествие памятными местами херсонского прошлого
К нам едет аэронавт!
Мы все уже давно привыкли к различным летательным аппаратам и без особого восторга смотрим на проносящийся высоко в небе самолёт. Но лет 120 назад всё было совершенно иначе. И хотя к тому времени история воздухоплавания насчитывала уже целое столетие, херсонские обыватели жили всё такой же, как прежде, дремотной жизнью, видя полёты воздухоплавательных аппаратов только на картинках. Да и то лишь в иллюстрированных журналах и книгах, потому как единственная ежедневная городская газета «Югъ» ещё не освоила печать фотоизображений на своих страницах. Пожалуй, в то время большинство городских обывателей и представить себе не могли, что живой человек может когда-нибудь взмыть к небесам, «аки птица», у всех на глазах!
Тем не менее это произошло осенью 1899 года, то есть 118 лет назад. И главной ареной, на которой развернулось невиданное действо, стала главная аллея Александровского парка.
Ещё задолго до появления в Херсоне воздухоплавателя Юзефа Маврикиевича Швамбаума-Древницкого по городу распространился слух о предстоящем в скором времени удивительном воздушном представлении. Похоже, нам, искушённым массой различных зрелищ, ныне и сравнить не с чем чувства, охватившие городских обывателей, с нетерпением ожидавших приезда «всемирной» знаменитости.
Да как же иначе, ведь уже давно имена братьев Древницких были на слуху, и газеты, причём не только имперские, смаковали на своих страницах подробности полётных приключений и трагических происшествий, случавшихся с отважными гастролёрами в воздухе.
Воздухоплаватели-рекордсмены
Головокружительная в прямом смысле слова карьера уроженцев Варшавы братьев Древницких началась в 1891 году с первого построенного ими собственноручно воздушного шара. Конструкция его – самая примитивная. Шар был изготовлен из тканевой оболочки, приспособленной для наполнения горячим дымом вместо используемых за границей для этих целей водорода или светильного газа. Впрочем, в этом было своё преимущество, так как во время гастрольных путешествий по городам и весям безграничной империи чаще всего не было никакой возможности приобрести газ, а вот несколько возов соломы для костра – всегда пожалуйста!
Впрочем, шар шаром, полёты полётами, а была в воздушном аттракционе братьев Древницких своя особая изюминка. Этой изюминкой, привлекавшей массы людей на демонстрационное поле, где проходили представления, был спуск на парашюте с трапеции, закреплённой под шаром. Действо сие привлекало внимание тем, что хотя опыты с парашютами уже давно проводились, однако ещё не было изобретено по-настоящему надёжного приспособления, обеспечивавшего надёжный спуск парашютиста с высоты.
По сути, первая удачная конструкция парашюта была продемонстрирована его изобретателем Глебом Котельниковым в 1911 году, а в марте 1912-го Котельников запатентовал своё изобретение. Древницкие же ни о каких патентах не слыхивали и с 1892 года (по воспоминаниям же дочери Юзефа – с 1895-го) осуществляли спуск с высоты во время своих представлений на парашюте собственной конструкции.
Конечно, конструкция парашюта Древницких была далека от совершенства, о чём свидетельствует трагическая смерть во время прыжка одного из братьев в период гастролей в Витебске в 1895 году. Хотя, впрочем, причиной гибели Станислава вполне могли быть определённые внешние условия. Не счесть падений и травм, которые довелось испытать и самому Юзефу Древницкому, однако он вновь и вновь возвращался в небо.
Как бы там ни было, после смерти Станислава в том же 1895 году заменить погибшего вызвалась Ольга, супруга третьего брата, Альфреда. Сначала под псевдонимом Ольга Бобровская она некоторое время выступала в паре с Юзефом Древницким. Ольга Михайловна стала первой в мире женщиной-парашютисткой, а её послужной список насчитывает 15 удачных прыжков с парашютом.
Абсолютное же мировое первенство по количеству совершённых прыжков среди мужчин-парашютистов долгое время удерживал Юзеф Древницкий. Доподлинно известно, что превзойти его оказалось возможным лишь спустя два десятка лет.
Полёт в херсонские небеса
Для полётов и прыжков с парашютом в Херсоне городская управа отвела главную аллею Александровского парка. «Сегодня, в субботу 30 октября 1899 г. в Александров-ском парке воздухоплаватель-парашютист Ю. Древницкий совершит полёт на воздушном шаре и с громадной высоты опустится на землю при помощи парашюта-зонта. Полёт от 2 до 4 часов. Подробности в афишах», – писали херсонские газеты.
Полёт воздушного шара и прыжок с трапеции с ярким цветным парашютом в Херсоне прошли безупречно – слаженно и эффектно, в отличие от николаевских гастролей. В период демонстрационных прыжков в соседнем Николаеве аэронавту-парашютисту не удалось расстегнуть заевший замок крепления парашюта к трапеции и пришлось спускаться на землю вместе с шаром, что было сопряжено со смертельным риском. Ветер подхватил огромный «мячик» и помчал его по демонстрационному полю вместе с тщетно пытавшимся освободиться от лямок парашюта человеком. Если бы не большая компания молодых людей, бросившихся на помощь и сумевших затормозить скачущий по земле шар, Древницкому явно бы не поздоровилось.
На следующий день после полёта Древницкого в Херсоне местная газета «Югъ» сообщала на своих страницах: «Вчера в Александровском парке при большом стечении зрителей состоялся полёт на воздушном шаре Ю. Древницкого. В 3 с половиной часа под шаром зажгли солому и начали наполнять его тёплым воздухом. В последнюю минуту перед полётом на оболочку шара попало несколько искр, и шар начал местами прогорать. Но Древницкий не потерял присутствия духа, полетел на испорченном шаре и поднялся на значительную высоту. Благодаря полному безветрию полёт был совершенно вертикальный, и воздухоплаватель опустился на парашюте в нескольких саженях от места подъёма. Шар его сделан из непроницаемой парусины и имеет 10 тысяч кубических футов объёма при поперечнике в 30 аршин (21 метр. – Прим. автора)».
Второй полёт воздушного шара Древницкого состоялся 31 октября, о чём сообщала газета «Югъ»: «Сегодня, в воскресенье 31 октября 1899 г. в Александровском парке воздухоплаватель-парашютист Ю. Древницкий совершит последний прощальный полёт (подробности в афишах)».
К сожалению, афиши, связанные с пребыванием в Херсоне Древницкого, не сохранились, однако газета «Югъ», подшивки которой ныне бережно хранятся в Херсонской областной научной библиотеке имени Олеся Гончара, сберегла подробности этого события. В половине пятого вечера отважный воздухоплаватель поднялся на шаре высоко над городом. Воздушными потоками шар был отнесён в сторону херсонской крепости, над которой Юзеф Древницкий под восторженные крики огромной толпы городских обывателей совершил свой второй удачный прыжок.
Интересно, что, похоже, только эта газетная информация фиксирует пребывание, полёты и прыжки Юзефа Древницкого в нашем городе. Современные справочники и даже научно-популярный журнал «Авиация и космонавтика» за 2012 год, в котором была размещена большая исследовательская работа о Древницком, в числе городов, в которых довелось гастролировать Древницким, Херсон не упоминают. Тем не менее демонстрационные гастроли в Херсоне состоялись, о чём детально известно из херсонского «Юга».
После выступлений в Херсоне было ещё бесчисленное множество полётов и прыжков, им осуществлённых. С 1891 по 1914 годы Юзеф Древницкий совершил более 400 (по другим сведениям – около 500) прыжков с парашютом и стал одним из наиболее успешных отечественных аэронавтов-демонстраторов.
Возможно, эта малоизвестная страничка из истории нашего города могла бы послужить основанием для установки памятного знака на центральной аллее современного парка в ознаменование первого знакомства херсонцев с аэронавтикой.
Велотрек в парке
Рассказывая о старом городском парке, никак нельзя обойти затяжную велоэпопею, случившуюся на грани смены веков, в период, когда херсонцы впервые увидели велосипед и стали массово приобщаться к велоспорту. Казалось бы, спорт – это всегда хорошо, однако велосипедный в Херсоне стал, по уверению местной полиции, «кошмаром и опасностью, угрожающей здоровью обывателей».
Если считать, что первый по-настоящему удобный низкий велосипед «Ровер Сейфти» (безопасный) с двумя одинаковыми колёсами и цепным приводом – детище английского изобретателя Джеймса Старлея, появился в 1885 году, то лишь десятка лет хватило, чтобы он «доехал» до Херсона и прочно здесь обосновался. Уже в одном из первых номеров основанной в 1898 году Виктором Гошкевичем газеты «Югъ» читаем: «Велосипед, украденный
из незапертой квартиры г. Израильсона в доме Фельдмана по Ганнибаловской улице 20 января, найден 21 января».
И хотя с точностью до года невозможно установить дату появления первого велосипеда в нашем городе, уже к концу XIX века количество велосипедов и велосипедистов в Херсоне возросло настолько, что даже стало раздражать городских обывателей. Полицмейстеру пришлось запретить езду велотранспорта в местах скопления людей, что, впрочем, не сильно помогло. Самые отчаянные умудрялись, миновав полицейские посты, появляться именно там, где ездить им было запрещено, бравируя своей удалью и мастерством езды быстрой и так называемой без рук, крутыми виражами, подвергая опасности многочисленных пешеходов.
«Гонки по тротуару по Почтовой улице. Один велосипедист сбил с ног, а другой переехал упавшую даму. Кроме нравственных потрясений, она три дня не вставала с постели ввиду значительных ушибов и повреждений, полученных ею», – сообщала в1899 году газета «Югъ». И чуть позднее: «Велосипедисты остаются глухи к жалобам. Особенно досаждает езда велосипедистов в тёмные вечера, когда, откуда ни возьмись, сзади налетает на вас быстрый ездок, сваливает с ног и что есть мочи улепётывает дальше. Любителю велосипеда нет дела до того, что он вас безмерно напугал, сшиб с ног или повалил на мостовую. Быть может, недалеко то время, когда нашим спортсменам недостаточно покажется разъезжать на наших тесных улицах только, и они сочтут для себя удобным сделать нашествие на бульвары и скверы, изгнав оттуда всю публику. Всё может быть, если против их беззастенчивого поведения не будут приняты меры».
Тут уж «безлошадная» полиция была бессильна. Попробуй догони лихого велосипедиста! Конечно, городское управление совместно с полицией искали разумные пути обуздания велосипедистов-нарушителей. Был принят ряд серьёзных постановлений и правил, а ещё специально для велосипедистов была отведена северная аллея Александровского парка. Проезд по другим аллеям парка был категорически запрещён.
Позже на этой уединённой аллее любители быстрой езды устраивали городские соревнования, о чём сообщали в прессе, приглашая всех желающих. Со временем велотрек в парке стал местом проведения достаточно серьёзных велосостязаний, в которых местный банковский служащий Иван Стоматьев зарекомендовал себя непревзойдённым асом, заслужившим наградную ленту «Чемпион Херсона» (хранится в экспозиции Херсонского областного краеведческого музея). Впоследствии под псевдонимом Ветамотс (Стоматев наоборот) он успешно соревновался даже с победителями в международных велогонках и чемпионатах.