Владимир Баранов-Россине (1888–1944)
Решением от 21 февраля 2016 года проезд Ватутина (Суворовский район) переименован в проезд Баранова-Россине
Владимир Баранов-Россине (1888–1944)
Пожалуй, ныне в Херсоне работы Владимира Баранова-Россине, впрочем, как и фамилия художника, известны лишь специалистам да любителям раннего авангардизма в живописи. Возможно, именно отсутствие широкого интереса к начальному этапу творчества художника послужило тому, что ныне уже нет никакой возможности отыскать сведений о том, как проходили его детские годы. Известно лишь, что Шулим-Вольф Баранов, будущий Баранов-Россине, родился 1 (13) января 1888 года в селе Большая Лепетиха Таврической губернии в семье мелитопольского мещанина Давида Баранова.
Более полные исторические сведения относятся к 1903 году – ко времени поступления будущего художника, скульптора и изобретателя в Одесское художественное училище, которое он успешно окончил в 1908-м. Еще будучи студентом, Баранов с 1906 года под псевдонимом Вольфов принимает участие в выставках Товарищества южнорусских художников. Там в разные годы экспонировали свои работы такие знаменитые художники начала ХХ века, как Левитан, Репин, Серов, Кандинский, херсонцы братья Бурлюки и другие. Замечательный публицист, критик и шаржист начала ХХ века Михаил Линский (Де Линь), известный херсонским обывателям своими острыми публикациями в местных газетах, подводя итоги 7-й Одесской выставки художников, отмечал: «Г. Вольфов прислал на выставку всего лишь несколько этюдов, но их достаточно, чтобы с уверенностью предсказать молодому художнику блестящую будущность. Этюды эти следует признать лучшими на выставке».
Немного позднее работы Баранова можно было встретить уже на первых авангардистских выставках в Москве, Киеве, Петербурге, Вильно и Берлине. Там они неизменно пользовались вниманием публики и критиков.
В 1910 году подающий надежды художник переселяется в Париж, где продолжает заниматься творчеством, отдавая предпочтение футуризму и одновременно работая над новаторскими идеями в области музыкально-цветового синтеза (цветомузыка). В период Первой мировой войны жил в Норвегии. В 1917 году возвратился в Россию, где преподавал в должности профессора в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). В начале 1920-х годов сконструировал клавир – усовершенствованный оптофон, за каждой клавишей которого были «закреплены» определенные звук и цвет. Свет через оптические фильтры проецировался на так называемый хромо-трон (экран), рисуя фантастические цветовые картины. Впрочем, жизнь в Советской России для творческой личности оказалась неприемлемой и в 1925 году Баранов-Россине вновь возвращается в Париж…
С началом Второй мировой войны в период оккупации Франции немецко-фашистскими войсками он остался в Париже. Был арестован как еврей и отправлен в лагерь Аушвиц, где после нечеловеческих издевательств предан смерти в январе 1944 года…
Прошли годы… Имя художника-эмигранта, погибшего в фашистском лагере смерти, в СССР было основательно забыто. Как были забыты его работы и новаторские идеи в области аудиовизуальных исследований. Долгое время имя Владимира Баранова-Россине оставалось невостребованным и во Франции, где он прожил большую часть своей жизни. Лишь в начале 1970-х годов, спустя четверть века после его смерти, выставки картин художника в Лондоне и Нью-Йорке вызвали мировую сенсацию. Ныне работы Владимира Баранова-Россине экспонируют в самых престижных музеях мира, в том числе и в России, а аукционные цены на его картины, находящиеся в частных руках, бьют рекорды.