«Панкратьевский мост» в Париже
И это ещё не всё! Оказывается, в столице Франции есть не только знаменитый забалковский мост, но и «окрестности Херсона»
В этом нет никакой виртуальности или мистики: просто так называются картины, написанные нашим земляком Владимиром Барановым-Россине (основоположник русского и западно-европейского авангардизма в живописи), которые хранятся в частном собрании в Париже.
Авангардизм — условное наименование художественных движений, объединявших художников XX века, для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики и разрыв с устоявшимися традициями реализма. В 1905-1930 годы в авангардизме были разные течения: модернизм, фавизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадоизм, сюрреализм, абстракционизм.
Первые азы работы кистью и палитрой 15-летний Владимир освоил в Одесском художественном училище. И только в последующие четыре года (1903-1907) учебы в Петербургской Академии художников он в полной глубине познал тайны живописи. Именно в Петербурге Баранов познакомился с бунтарской живописью, противопоставляющей себя реализму.
В 1907 году с планшетом, полным работ нового направления, Владимир возвращается в Херсон. И надо же такому случиться, что именно в это время наш город становится чуть ли не центром футуризма России. Дело в том, что в бывшей центральной экономии имения графа Мордвинова Черная Долина (сегодня село Чернянка, Каховского района), где родились Давид и Владимир Бурлюки, сформировалась футуристическая группа «Гилея». Из семейной творческой мастерской Чернянка превратилась в мастерскую всего русского авангардизма, в «главный» штаб футуризма. Здесь работали, дискутировали, мечтали, сочиняли манифесты — в общем, творили новое искусство. Одни имена чего стоят: Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Бенедикт Лифшиц. Выставлялись футуристы в гимнастическом зале Народного дома (здание бывшего Дома офицеров, Перекопская, 9). Во время вернисажей в Херсоне они гурьбой проживали на Волохинской (сегодня — улица Краснофлотская, 36).
Если в 1907 году в Народном доме экспонировались только произведения Давида и Владимира Бурлюков, то в 1909-м на выставке «Венок» (имелся ввиду цвет художников-авангардистов России) были представлены работы Аристарха Лентулова, Александра Экстера, Алексея Явлинского и среди них — полотна Владимира Баранова.
Через два года в том же Народном доме состоялась выставка авангардистов под громким названием «Международная выставка «Салона» Владимира Издебского». Среди полутора десятков лучших художников России имя Баранова не значилось.
Да это и понятно: ещё год назад Баранов выехал во Францию, считая, что только там он добьётся всемирного признания. Тщеславный художник опроверг поговорку, что лучше быть первым парнем на деревне, чем последним в городе. Взяв себе псевдоним Даниель Россине (желание называться все же русским) Баранов выставил свои работы в парижском «Салоне независимости». Успех превзошел все его ожидания. О нём писали почти все столичные газеты. Поэт Гийом Аполлинер даже посвятил его творчеству небольшой панегирик. Но высшей степенью удовлетворения тщеславия художника было то, что его полотна экспонировались рядом с картинами Анри Матисса.
Весь мир по сей день восхищается картинами Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Амадео Модильяни, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Поля Сезанна. В своё время не обошлось без критики в адрес их творчества. Лишь только в бывшей стране Советов сам глава государства (начало 1960-х годов) Никита Хрущев смог приказать снести бульдозерами выставку талантливых советских художников-абстракционистов, обозвав их при этом «пидарастами».
После буржуазной революции 1917 года художник вернулся в Россию. Баранов увлекался всем новаторским, что происходило в искусстве. Узнав о синтетических произведениях Александра Скрябина, в которых объединились бы музыка, слово, танец, краски света и даже ароматы (?), он загорается воплощением этого в жизнь. Владимир Давидович с помощью техников создаёт «оптофон» (оптика — свет, фон — звук). На обычном концертном рояле звуки музыки сопровождались гаммой цветов спектра белого света. В 1923-1924 годы Баранов даёт два цветовизуальных концерта фортепианной музыки: в театрах Всеволода Мейерхольда и Большом в Москве. В исполнении Баранова прозвучали два произведения Скрябина «Поэма экстаза» и «Прометей», в которых впервые в истории музыка сопровождалась цветным изображением: каждой клавише соответствовал световой оттенок цветовой гаммы.
После утверждения большевиками во всех видах искусств социалистического реализма Баранов окончательно эмигрирует во Францию. Во время Второй мировой войны талантливый художник, скульптор, музыкант Владимир Баранов-Россине погиб в одном из нацистских концлагерей.