«Черновики истории» в жизни Херсона
Cегодня нашей темой будет рассказ о периодической прессе Херсона, о том, когда здесь появилась первая газета и как всё развивалось в дальнейшем
Никто не станет отрицать, что Интернет – одно из величайших достижений современности, эдакий неисчерпаемый источник знаний и информации. Вот только как у всех земных, а потому не идеальных вещей, есть у информации из Сети оборотная сторона – сложность проверки ее достоверности и правдивости. То ли дело газета, где за размещенным в ней материалом стоит конкретное физическое лицо, которое несет за это ответственность. К тому же, несмотря на чрезвычайную востребованность и безмерно расширившееся влияние «всемирной паутины», жизненного опыта у периодических печатных изданий куда как больше, чем у Интернета, родившегося только в конце 1980-х годов. В то время как газета как минимум на 1070 лет старше. Ведь согласно историческим данным, еще в 911 году в Китае уже издавали газету «Цзинь бао» («Столичный вестник»). Так что, несмотря на безмерную любовь к Интернету, отнеситесь всё же к старушке-газете с должным уважением, ибо, по утверждению британского журналиста Филиппа Грэма, «газета – первый черновик истории».
Первая официальная газета Херсона
В числе первых европейских газет, отдаленно напоминающих привычные для нас издания, обычно называют французскую La Gazette, появившуюся 30 мая 1631 года и имевшую тираж около 1200 экземпляров. Только спустя 72 года после французской, в 1703 году, увидела свет первая газета Российской империи – «Ведомости» Петра I.
Еще 135 лет понадобилось, чтобы первая газета появилась и начала издаваться в Херсоне. Это произошло ровно через 60 лет после основания города, в 1838 году. Издание имело название «Херсонские губернские ведомости». Собственно, название «Губернские ведомости» в те времена было у всех на слуху, так как «ведомости» издавались в каждой из полсотни существовавших в стране губерний. «Губернские ведомости» были официальным периодическим изданием, знакомившим читателей с распоряжениями, приказами, принятыми законами государственных органов и местных властей, которыми была заполнена первая, официальная их часть.
Вторая часть ведомостей, неофициальная, знакомила с материалами по краеведению, истории, экономике, статистике, географии и прочем, имевшими непосредственное отношение к данной губернии. Первоначально херсонское издание было ежедневным и за неимением должного объема неофициальных материалов в большей степени официальным. Лишь в 1865 году газета стала выходить два раза в неделю.
«Херсонские губернские ведомости» печатали в типографии губернского правления, которое еще в 1892 году занимало известный херсонцам дом Суворова и ряд флигелей рядом, на углу улиц Суворовской и Почтовой (впоследствии Говардовской, а ныне проспект Ушакова). Губернская типография, по-видимому, была основана в 1809 году, и с 1822 года размещалась в небольшом здании, на месте которого в 1950-х годах было построено новое, явно несущее на себе отпечаток архитектурного стиля советской эпохи.
Невозможно переоценить значение местной информации в первых херсонских газетах для современных краеведов и исследователей истории. Почерпнутые из старых газет сведения позволяют проникнуть в глубины прошлого, отыскать и более подробно осветить некоторые скрытые ее моменты. В частности, благодаря сохранившимся подшивкам «Херсонских губернских ведомостей», бережно хранящимся в хранилище краеведческого отдела Херсонской областной научной библиотеки имени Гончара, удалось установить имя основателя и время появления в городе первой частной, а затем губернской фотографии и даже существовавшие тогда «цены портретам и карточкам в полпластинки и в целую пластинку». Как оказалось, у истоков фотографии в нашем городе стоял уроженец Елисаветграда Петр Крестоносцев (Волгин), о котором я расскажу в другой раз. Ведь симбиоз старой газетной и современной интернетовской информаций позволил найти достаточно интересных сведений о личности бывшего преподавателя живописи в Херсоне и Елисаветграде (ныне Кропивницкий), получившего в 1873 году звание академика «за портреты графини Канкрин и г. Вильсон».
Первая частная газета
Практически до конца 19-го века «Херсонские губернские ведомости» оставались единственной официальной газетой Херсона. Впрочем, 31 января 1898 года на страницах «Ведомостей» появился анонс новой газеты: «С 1 марта 1898 года в губ. городе Херсоне будет издаваться ежедневная газета “Югъ”, посвященная интересам населения Херсонской губернии и смежных уездов соседних губерний: Таврической, Екатеринославской, Киевской, Подольской и Бессарабской… Подписная цена: с пересылкой иногородним – 8 руб. в год. Подписка принимается во всех волостных правлениях. Редактор-издатель В. И. Гошкевич».
Как и было обещано в анонсе, первый номер газеты появился 1 марта 1898 года. Новая газета выгодно отличалась от сухих и официальных «Губернских ведомостей» уже тем, что была наполнена разноплановым материалом, интересным для разного читателя. Недаром направление газеты определялось как «ежедневная, научно- литературная, политическая, сельскохозяйственная и коммерческая газета». А так как секретарь херсонского Губернского статистического комитета, редактор «Юга», будущий основатель херсонского музея древностей Виктор Гошкевич был к тому же страстным археологом и любителем истории, то не мудрено, что часть газетных публикаций освещала эти вопросы.
Кроме того в каждом номере газеты помимо частных объявлений, театральных афиш и анонсов о публичных развлечениях в Херсоне печатались рецензии и отчеты по сборам после состоявшихся зрелищ: «В среду 15 августа 1901 года состоится на Потемкинском бульваре ГУЛЯНЬЕ, при участии оркестра 212 Бахчисарайского батальона. Дамы при входе получат цветы бесплатно. На бульваре будет устроен буфет с напитками. Сбор поступит в пользу филиальных отделений общественной библиотеки». И отчет на следующий день после гуляния: «В пользу филиальных отделений общественной библиотеки поступило: от К. Э. Фальц-Фейна – 25 р., Г. И. Блажкова, Э. К. Саргани, И. С. Тропина, В. П. Юрасова – 5 р., А. И. Сварика, И. П. Непокойчитского – 3 р…» и так далее. «Итого 127 р. 73 к.».
Из публикации в «Юге» херсонским обывателям становились известны ключевые события культурной, политической и общественной жизни в стране. Так, в 1901 году в херсонском «Юге» было напечатано сообщение о «Первом международном конкурсе красавиц в России». Условия конкурса красоты в тот период были прямо противоположные условиям современных конкурсов: «Первое условие – натуральная, а отнюдь не искусственная красота: ни румяна и белила, ни крашенные волосы, ни даже вставные зубы не допускаются».
Правда, и награды в отличие от современных конкурсов победительниц ожидали весьма скромные: «Для премированных красавиц назначены три приза: первой – бриллиантовая брошь (за красоту лица, туловища и общих форм), второй – золотой браслет с драгоценными камнями (за красоту по двум из указанных пунктов) и третьей – золотой жетон (за красоту по одному только пункту)».
Стоит отметить, что практически перед самым закрытием газеты «Югъ», продажей оборудования и прав на издание газеты, в феврале 1907 года появилось весьма курьезное сообщение об очередном конкурсе красавиц в империи: «Всероссийский конкурс красоты в СПБ “Аквариуме” окончился, к великому удивлению всех, трогательным и таинственным финалом – загадкой. Г-жа Е. К. Казарина, получившая приз, великодушно на глазах всех пожертвовала это двухтысячное колье в пользу благотворительного общества. “Петербургская газета” выяснила, что колье возвращено магазину, т. к. ему за колье не было заплачено».
А что, вполне по-нашему: главное – показуха. Помнится, не так давно, всего лишь в 1995 году, Херсонщине от имени украинского королевича Николая был вручен платиново-бриллиантовый орден Андрея Первозванного, сделанный… из алюминиевого сплава. Представитель Королевского Совета, его сиятельство граф Орест, вручавший тогда еще мэру Херсона Людмиле Коберник орден, пообещал через месяц-другой отыскать средства на орден настоящий, с тем и отбыл восвояси…
Газета «Родной Край» – в тройке первых
Вообще, стоит отметить, что «Югъ», издаваемый Гошкевичем, оказался вполне удачным первым частным изданием, в короткий срок завоевавшим сердца читателей. Впрочем, особой альтернативы в выборе местной прессы в Херсоне не существовало и в начале ХХ века – всё те же две газеты «Херсонские губернские ведомости» и частный «Югъ» Гошкевича. Лишь в феврале 1906 года в Херсоне на свет явился первый конкурент: «ежедневная научно-литературная, политическая, сельскохозяйственная и коммерческая» газета «Родной край», которая просуществовала достаточно долго, без малого 13 лет, и прекратила свое существование под Новый год 31 декабря 1919 года, за месяц до прихода в Херсон большевиков. В начале марта 1913 года в «Родном крае» произошли значительные изменения: газета поменяла редактора-издателя Д. Г. Анагности и стала называться «Южная Русь», правда, ненадолго. Спустя год вновь вернулись к названию «Родной край».
В первых номерах «Южной Руси» в разделе «Хроника» сохранились краткие строчки проводов бывшего редактора «Родного края»: «Бывшему редактору-издателю газеты “Родной край” Д. Г. Анагности от имени наборщиков был преподнесен последний номер газеты, вышедший под его редакторством и отпечатанный на белом атласе».
Сама по себе газета «Родной край» была не менее интересна, чем «Югъ» Гошкевича, и наполнялась разноплановой информацией, рассчитанной на широкие слои городского и сельского населения. Кроме того, подкупала своими «еженедельными иллюстрированными приложениями» и «льготной подпиской для волостных и сельских правлений, и учителей». Как и в «Юге», в «Родном крае» можно отыскать множество кратких нюансов, характерных для того времени, а порой и перекликающихся со временем нашим: «На циферблатах часов станции Николаев показано новое счисление времени по 24-часовой системе. Публика далеко еще не освоилась с этой системой, и о сущности ее часто справляется у дежурных жандармов», – сообщал «Родной край» в 1906 году.
Стоит напомнить о существовавшей в то время в империи 12-часовой системе времяисчисления, благодаря которой сутки делились на две равные части «до полудня» и «после полудня». Кстати, в некоторых современных электронных часовых системах и ныне используется 12-часовое исчисление. В этом случае циферблат дополняют латинские буквы am и pm, производное от ante meridiem (до полудня) и post meridiem (после полудня).
Или вот такие добрые «патриархальные» газетные зарисовки из «Родного края», всего лишь в одно предложение: «Третьего дня выпал снег, и вчера в городе установился санный путь при ясной погоде и небольшом морозце». Или весеннее: «Вчера в Херсоне видели прилетевших скворцов».
Впрочем, это мы сейчас подобные сообщения воспринимаем как несущественные лирические отступления, а в те времена они имели конкретное практическое значение. Скворцы прилетели – нужно готовить к весне сельскохозяйственный инвентарь.
Газеты запрещённые, политические
В городе с рядом серьёзных предприятий, таких, как завод сельскохозяйственных машин Исаака Гуревича, чугунолитейный завод Вадона, несколько крупных лесопилок и судоверфей, к началу ХХ века уже существовали подпольные группы, ратовавшие за свержение власти. Одной из них была «искровская группа», державшая связь с редакцией запрещённой большевистской газеты «Искра», издававшейся за границей. «В Херсоне у нас есть дружественная группа. Они устроили вполне самостоятельный путь через Египет и получают с успехом посылаемую нами литературу», – писала в 1902 году Надежда Крупская в письме к Дмитрию Ульянову – агенту ленинской «Искры». Подпольную газету распространяли среди рабочих и крестьян Херсонской губернии. Мало того, через «искровскую группу» в редакцию «Искры» шли местные материалы и даже карикатуры, нарисованные заведовавшим статистическим отделом Херсонской уездной управы Владимиром Резниченко, в будущем ставшим директором Института геологических наук СССР (1930–1932 г. г.). В сёлах Херсонщины действовали и свои, «местные подпольщики»: «Царёво-Дар, с. Херсонского уезда (ныне с. Правдино Белозёрского р-на. – Прим. авт.). За последнее время у нас стали нередко появляться какие -то безымянные бумажки, которые вывешиваются в наиболее видных местах нашего села и весьма охотно читаются населением: в них содержатся обыкновенно пасквили на богатых обывателей за то, что они не дают хлеба в долг для прокормления голодающих семейств. Крестьяне называют подобные листки “своей газетой”», – сообщала газета «Югъ». С июля 1903-го подпольная Херсонская организация РСДРП начала выпускать газету «Летучий листок» – размером с обычную агитационную листовку. Правда, скоро всё это закончилось арестом издателей и печатников. Дальнейшие попытки издания подпольной литературы носили единичный характер. Они пресекались жандармской и полицейской службами: «Третьего дня чинами полиции произведён обыск в квартире, занимаемой штурманом каботажного плавания Григорием Гейном. Обнаружены гектограф (простейший копировальный аппарат), мимеограф (примитивная ручная машина трафаретной печати) со всеми приспособлениями к ним, изготовленная для отправки посылка с отпечатанными прокламациями и революционными брошюрами». В период «белогвардейщины» в 1919 году действовали в Херсоне несколько подпольных типографий, печатавших большевистские листовки. А часть их даже печатали в типографии белогвардейской газеты «Херсонское утро», прямо под носом у контрразведки на Потёмкинской улице.
Татьяна
| #
Благодарю за информацию .но к сожалению для меня не нашла материалов о херсонской типографии с 1930/1938годов …вернее ничего о её начальника..моем пра деле матасюк дмитрий михайлович который являлся директором ..и которого по доносу из одного из своих коллег был арестован и расстрелян в 1938 году
Reply