Дом Cуворова
Здесь находилась штаб-квартира Александра Васильевича Суворова. В 80-е годы XVIII века он неоднократно бывал в строящемся Херсоне. Например, в 1787 году, когда был назначен командующим Кременчугской дивизией Екатеринославской армии под командованием князя Потемкина. Великого полководца мы встречаем в городе и в мае 1787 года во время посещения Херсона императрицей Екатериной Второй.
С началом русско-турецкой войны 8 августа 1787 года Александр Васильевич был назначен командующим войсками Херсонского корпуса. Именно он при необходимости должен был отразить нашествия турецких войск на Херсон и Кинбурн. Суворов принял энергичные меры по подготовке крепости и жителей города к обороне. Берег от Кинбурна до Херсона был защищен пятью редутами, двумя ретраншементами и специальными укреплениями у Глубокой Пристани. Из жителей города был создан отряд, насчитывавший до пятисот добровольцев. Более 10 торговых судов, вооруженных пушками, вместе с военными кораблями, участвовали в сражениях с неприятельским флотом.
Когда турки высадили десант на Кинбурнской косе в количестве 5 тысяч человек, оборонявшие Кинбурн русские войска Суворова (около 4 тысяч человек) огнем артиллерии вынудили чужие корабли отойти, а затем вовсе разгромили вражеский десант, сорвав планы наступления турецкого командования. Суворова в этом бою дважды ранило — в грудь, а затем пробило пулей руку.
В 1792 году военная служба вновь привела Суворова в город на Днепре — теперь уже командующим сухопутными силами, расположенными в Екатеринославской губернии, в Крыму и в районе Очакова. Штаб-квартира полководца вторично была расположена в знакомом уже ему Херсоне.
Предметом серьезных забот Суворова на юге было строительство крепостей и укреплений. При его участии разрабатываются проекты Тираспольской, Одесской, Овидиопольской, Фанагарийской и других цитаделей, проекты укрепления Кинбурнской косы и Днепровского лимана, строятся казармы и арсеналы, совершенствуется оборона Крыма.
В центре внимания крупного военачальника — строительство Севастопольской крепости, в котором активное участие принимал командовавший тогда Черноморским флотом адмирал Федор Федорович Ушаков.
Начав работы по укреплению Херсонской крепости, города и ближайших подступов к ним, Суворов создал единую систему обороны побережья и гавани, связывающую береговые укрепления и Херсонскую крепость в один мощный укрепленный узел. В центре крепости были сооружены казармы, арсенальные помещения, пороховые погреба.
Кроме неутомимого труда по фортификационному укреплению южных границ, херсонский период деятельности Суворова был наполнен напряженными усилиями по организации и воспитанию войск. Он сам учил солдат, ввел в частях ежедневные строевые занятия, на которых часто присутствовал.
Сохранились кое-какие данные, свидетельствующие о жизни Александра Васильевича Суворова в Херсоне. И. Ф. Антинг, несколько месяцев проживший в доме Суворова, сообщал: «Зимою и летом Суворов встает в 2 часа. Спит на том, на чем отдыхает утружденный земледелец, т. е. на свежем сене, покрытом простыней, и одевается плащом. Все лето живет и спит один в саду, в палатке; одевается в несколько минут, обливается по несколько раз холодной водой. Поутру пьет чай и занимается полчаса гимнастикой, а потом садится за бумаги до обеда. Слог его короток и мужественен, в выборе выражений столь верен, что никогда написанного не поправляет. Обедает и в 7, и в 9, и в 12 часов. За столом весел и разговорчив. В пище умерен, после обеда отдыхает несколько часов».
В письме зять Суворова, князь Горчаков, писал к одному из своих сыновей о том, что Суворов «здоров, весьма доволен своим постом, живет, и все идет по его воле, и расположился так, что хоть до конца жизни рад так жить в Херсоне».
Здесь у именитого полководца установилась тесная связь с местным населением. В праздники вблизи его дома устраивались качели для народа, приглашались военные музыканты и певцы, происходили гулянья, в которых он сам принимал живое участие. Зимой на масленицу он катался с гор и устраивал у себя вечера с танцами.
В воскресные и праздничные дни А. В. Суворов ходил в крепостной Екатерининский собор, пел в церковном хоре под сводами величественного храма. Когда у благочестивых херсонского городничего Ивана Долгинцева и его жены родился 29 января 1794 года младенец Александр, его восприемником от купели (крестным отцом) стал Александр Васильевич.
В Херсоне А. В. Суворов, участвуя в самых важных событиях по освоению юга Украины и выходу России к Черному морю, пробыл до осени 1794 года.
Дом, в котором он жил, является образцом жилого дома юга Украины периода раннего классицизма в архитектуре. Вначале строение было немного иным: вместо тамбура и вестибюля по центру первого этажа находился перекрытый сводами проезд с двумя входами. Каменные консоли держали балкон с металлическими перилами. Дом был выше на метр. С годами цоколь здания засыпали при последующей перепланировке улицы.
Когда в 1803 году Херсон стал губернским городом, понадобились помещения для губернских учреждений, гражданского губернатора и вице-губернатора. Предполагалось отвести под это дом Суворова. Херсонский архитектор В. Ярославский предложил пристроить к зданию шестиколонный портик. Но военный губернатор Ришелье средств не выделил, и поэтому был произведен мелкий ремонт с заменой тесового покрытия на металлическое. Кстати, в Херсонском краеведческом музее хранится подлинник чертежа фасада дома Суворова.
В дореволюционные времена в здании также помещались «присутственные места»: губернское правление с типографией, архивом, чертежной и другими учреждениями. А после революции 1917-го это здание сначала находилось в арендном пользовании жилищного кооператива, затем в нем размещался один из корпусов пединститута, а впоследствии — управление областного производственного объединения строительных материалов.
Сейчас в историческом здании находятся областной союз предприятий и организаций бытового обслуживания населения («Херсонсоюзсервис»), ряд других служб. Но какие бы учреждения не находили здесь прописку, каждый житель города знает: на главной пешеходной улице Херсона под № 1-а находится дом Суворова.
Восточнее него располагался одноэтажный флигель, соединённый с домом каменным забором. На его месте Херсонским судостроительным заводом в 1951 году был сооружен жилой дом (№1/13) с продовольственным магазином «Платан» на первом этаже.
Готовясь к 225-летию основания Херсона, в начало улицы Суворова был перемещен бронзовый бюст полководцу, завершивший комплекс работ по реконструкции единственной пешеходной улицы города.
Теперь улица Суворова начинается не со стоянки такси, а от памятника, запечатлевшего генералиссимуса со всеми знаками воинской славы.