Князь Потемкин выстрадал покой
Есть исторические личности, интерес к которым со временем не ослабевает. Таким для херсонцев остался князь Потемкин-Таврический. У него было много достоинств и недостатков. Но то, что он сделал для становления нашего города, и то, что он его любил, — не подвергается сомнению. Идет третье столетие со дня смерти Потёмкина, а тайна захоронения его праха, исчезновение памятника и его княжеского дворца — вопросы, которые и сегодня будоражат воображение краеведов. И не только…
ЧАСТЬ I. Кто лежит под мраморной плитой?
«Его преследовали даже в могиле: злобные руки терзали прах его, срывая ордена и эполеты. Фаворита не раз переворачивали в гробу, как проклятого колдуна, а сам прах таскали с места на место, словно не ведая, куда его спрятать, — и даже сейчас мы не знаем, где он покоится (хотя официальная гробница Потемкина-Таврического сохраняется в соборе Херсона)».
В. Пикуль, «Фаворит»
Если у такого писателя-историка, романы которого перенасыщены документальными фактами, нет уверенности, что прах Г. А. Потемкина покоиться в Херсоне, то, возможно, так оно и есть.
Сомнение и неуверенность — это еще не доказательство.
Проведенное мною журналистское расследование на основании исторических документов и актов судмедэкспертизы выявило, что в склепе Екатерининского собора с вероятностью в 99% находится прах князя. А дело было так…
5 октября 1791 года на пути из Ясс в Николаев в возрасте 51 года скончался Григорий Александрович Потемкин.
23 ноября забальзамированное тело князя, по его завещанию, было погребено в Херсоне, в Екатерининском соборе. На почетном месте над склепом была возложена мраморная плита, рядом стоял памятник усопшему, а на стене висели манифест Екатерины II по поводу кончины I фаворита и царская грамота с перечислением всех его побед.
Через пять лет умирает императрица и престол занимает ее сын Павел I, который еще I при жизни Потемкина питал к нему непреодолимую ненависть.
По его приказу плита, статуя и царская грамота были уничтожены. С князя были сорваны «с мясом» ордена, изъято личное оружие, останки были выброшены в крепостной ров, а склеп засыпан землей.
После отъезда царской комиссии служители собора, чтившие память Потемкина как государственного деятеля, много сделавшего для развития Херсона, в глубокой тайне захоронили тело князя на прежнем месте.
Херсонцы, которые приходили молиться в собор, не знали, что под полом, на котором они стояли, лежал один из могущественных людей той эпохи.
И только, когда империей стал править Александр I (внук и воспитанник Екатерины II), табу на Потемкина было снято.
В ночь на 4 июля 1818 года по приказу родственника князя — Екатеринославского архиепископа Иова Потемкина — был сорван пол в месте захоронения, проломлен свод склепа и вскрыт гроб. Присутствующие удостоверились в нахождении там останков князя.
В августе 1874 года комиссия Одесского военнога округа произвела обследование захоронения Потемкина: в склепе были разбросаны части деревянного и свинцового гробов, куски истлевшей материи мундира, несколько клочков темно-русых волос и обрывки лент орденов Андрея, Владимира и Георгия I степени. Все это, включая череп князя, находилось в отдельном деревянном ящике.
В очередной раз Светлейший был похоронен в свинцовом гробу, а над склепом возложили мраморную плиту, которая сохранилась до наших дней.
XX век стал веком небывалого надругательства и осквернения могилы и праха Г. А. Потемкина.
В закрытом Советской властью под лозунгом «Религия — опиум для народа» Екатерининском соборе был создан «Херсонский антирелигиозный музей».
Квинтэссенцией «музея» стали три стеклянных ящика.
В первом лежал череп. Табличка внизу поясняла: «Череп полюбовника Катерини II Патьомкіна». Во второй экспозиции находились кости скелета с прилипшими в некоторых частях засохшими жгутами мускулов: «Кістки полюбовника Катерина II Патьомкіна». В третьей стеклянной витрине лежали остатки зеленого бархатного кафтана с потемневшими позументами, обрывки атласных штанов, сгнившие чулки и туфли. Третья табличка гласила: «Шматки одягу полюбовника Катерини II Патьомкіна».
Вынутый из гроба и разложенный на три экспоната Потемкин — это было что-то неслыханное по надругательству, осквернению и идиотизму.
В 1930 году музей был закрыт, а Потемкин «собран» воедино, положен в новый гроб и опущен в склеп. Склеп был замурован и запечатан казенной печатью. Казалось, надругательству над останками Светлейшего пришел конец.
Но.. Началась Великая Отечественная война, а с ней трехлетняя оккупация Херсона Вспомнили националисты о причастности Потемкина к разгрому Запорожской Сечи. С магом и плевками в который раз полетели кости Светлейшего в крепостной ров.
Житель Херсона Исаков с помощью сторожа собора вернул останки князя в склеп. В послевоенное время собор использовали как складское помещение: вначале хранили пиломатериалы, позднее — литературу облкниготорга.
С 1957 года Екатерининский собор становится Домом пропаганды Общества охраны памятников истории и экскурсионным объектом. Конечно, полуразрушенная колокольня и обветшалый собор не могли привлечь внимание туристов и экскурсантов. Приманкой служило посещение могилы Г. А. Потемкина.
Со временем среди херсонцев пополз слух, что под мраморной плитой останков князя нет, а если и есть какие-то кости, то они животного происхождения. В этом даже были уверены некоторые историки и краеведы города. Вышедший в свет роман В. Пикуля «Фаворит» в какой-то степени подтверждал это мнение.
Чтобы поставить все точки над «І», в 1984 году по инициативе, при содействии и прямом участии начальника Херсонского бюро судебно-медицинской экспертизы Леонида Богуславского были в последний раз потревожены останки Потемкина.
Заключение о том, что это действительно останки фельдмаршала Г. А. Потемкина, подтвердила Главная судебно-медицинская экспертиза Минздрава УССР.
Но для 100-процентной уверенности в этом не хватало черепа князя, которого на момент эксгумации не оказалось на месте. А только по нему можно реконструировать прижизненный облик Потемкина. Череп похитили. Похитили в тот период, когда собор был Домом пропаганды Общества охраны памятников истории и архитектуры. К этому выводу подводит тот факт, что при обследовании могилы Потемкина в 1970 году череп был на месте. Но где же череп? Скорее всего, в «черной» частной коллекции извращенного «любителя» старины и древностей. Экспонат, которым не похвастаешься и не продашь.
…Вот уже много лет душа Потемкина витает над Херсоном и не может найти покоя. Так гласит христианское учение, если части тела усопшего не покоятся все воедино.
ЧАСТЬ II. Опустевший постамент
«- Ваша светлость, отчего до сих пор не поставлен приличный монумент славы вашей?
— Лучше уж пусть говорят: «Отчего нет памятника Потемкину?» нежели станут языками имя мое по углам мусолить: «За какие такие заслуги Потемкину памятники ставят?»
В. Пикуль, «Фаворит»
В 1791 году, незадолго до кончины Потемкина, Екатерина II, чувствуя угрызения совести за опалу князя, отмечая его заслуги, повелела Сенату установить памятник фавориту там, где он пожелает. Позже, а это уже было после смерти Светлейшего, она подтвердила свою «высочайшую волю», повелев «воздвигнуть монумент в городе Херсоне, им построенном».
Осуществлению этого вначале помешали смерть императрицы, а затем царствование Павла I, при котором одно лишь упоминание Потемкина строго каралось.
Только при Александре I (внук Екатерины II) родственник и биограф князя А. Н. Самолов 18 августа 1801 года шлет царю прошение разрешить родственникам покойного на собственные средства соорудить ему памятник. Хотя разрешение было получено, дело дальше не пошло — не все родственники выделили деньги.
В 1823 году губернатором Новороссии был назначен князь Воронцов, который стал инициатором установки памятников герцогу Де Ришелье в Одессе и князю Потемкину в Херсоне.
В письме министру внутренних дел губернатор писал: «С самого вступления моего в управление Новороссийскими губерниями я слышал от многих жителей желание соорудить в Херсоне памятник основателю Новороссийского края покойному Князю Потемки-ну-Таврическому».
По всей Таврии были объявлены сборы средств, а знаменитый скульптор И. П. Мартос дал согласие на изготовление скульптуры.
23 декабря 1825 года пришло «высочайшее соизволение» на строительство памятника. Скульптор представил комиссии несколько вариантов памятника. Проекты выглядели в виде гравюр и небольших терракотовых фигур.
Старый мастер, проработавший всю жизнь в стиле классицизма, и в этот раз не изменил себе, представив Потемкина в виде античного героя. Замысел автора был грандиозным. Об этом можно судить по цене, которую он запросил — 170 тысяч рублей. Для сравнения — памятник Ришелье был оценен в 40 тысяч рублей.
Из-за отсутствия такой суммы Мартос кое-что упростил и в 1829 году изготовил большую модель скульптуры, которую в 1831 году отлил в бронзе мастер-литейщик В. П. Екимов.
Скульптору очень удалось портретное сходство, чем он был несказанно горд.
Бронзовый Потемкин отправился из далекого Петербурга в столь любимый князем Херсон. На всем длинном пути следования статую бронзового Потемкина встречали и провожали церковным звоном, религиозными службами, салютом, цветами и воинскими почестями.
За два года до столетия со дня рождения князя в торжественной обстановке статую была водрузили на гранитный пьедестал работы итальянского архитектора Ф. Боффоро.
Но рок преследовал не только прах Потемкина, а и памятник ему.
12 апреля 1918 года Ульянов, Сталин и Луначарский подписали декрет, в котором говорилось об уничтожении всех памятников царям и их прислужникам. И. Э. Грабарь, основоположник общества охраны памятников искусства и старины, «отстоял» у Ильича 5 памятников: Петру I, Суворову, Румянцеву, Потемкину, Минину и Пожарскому.
Невзирая на это, после празднования 1 мая 1920 года, согласно приказу военно-революционного комитета Херсона, статую Потемкина демонтировали и передали на хранение Музею древностей Херсонского края (проспект Ушакова, 16). Здесь памятник простоял немногим более 20 лет и… исчез.
Версия, что его вывезли во время войны в Германию, неубедительна: все самое ценное немцы вывезли в первые месяцы оккупации Херсона. В здании музея находился немецкий военный госпиталь. В коллекции одного из краеведов хранится фотография, датируемая 1943 годом, на которой изображены три санитарки в обнимку с Потемкиным.
Вероятнее всего, статую Потемкину как царского прислужника, под транспарантом «Все для фронта — все для Победы», отправили как лом на переплавку.
Много лет херсонцы, пересекая вдоль и поперек сквер на улице Карла Маркса, видели «обезглавленный» постамент. Но с 2003 года жители и гости нашего города могут любоваться вновь установленным памятником Потемкину.
ЧАСТЬ III. Княжий дворец
« …Разрушение происходит на глазах. Еще так недавно стоял дворец Потемкина. От дворца осталась лишь груда камней. Нужно напомнить о том, что было»
С. А. Сильванский
Эти слова принадлежат старейшему краеведу Херсона. Тогда наш город отмечал своё 150-летие.
Где находился дворец, как он выглядел, кто его строил? Эти вопросы и сегодня для многих херсонцев остаются без ответа. Приоткроем завесу над этой небольшой тайной из истории нашего города.
Первоначальный вид дворца изображен на картине Ф. Я. Алексеева «Вид площади в городе Херсоне» (экспонируется в Херсонском краеведческом музее). Поскольку художник делал эскизы в 1795 году можно определить дату его строительства — 1792-1794 годов.
Дворец построен в стиле русского классицизма: четкая геометрическая композиция, минимальное количество декоративных украшений, ровные и гладкие стены как один из главных приемов архитектурной выразительности. Центральную часть дворца занимал большой зал, который в дневное время освещался фасадным полукруглым окном и боковыми, расположенными поперёк здания на высоте третьего этажа. В боковых крыльях дворца размещались роскошные кабинеты, спальни, столовые. Венчал дворец на высоте почти 12 метров резной орел, под которым были установлены боевые часы, подаренные Потемкину Екатериной II. А ей в своё время они были преподнесены прусским королем Фридрихом.
Место сооружения дворца является одно из лучших: рядом с Екатерининским собором (сегодня на этом месте телевизионная вышка).
Строили дворец казенные и вольные рабочие, военные и каторжники, мастера и ремесленники. Есть предположение, что он построен по проекту И. Е. Старова, находившегося тогда при князе. Украшали дворец каменотесцы Бектень и Лаллеман, живописцы Шибанов (бывший крепостной Потемкина) и Данилов. В ансамбль дворца входили хозяйственные строения: продовольственные и промышленные склады, конюшни, каретные «гаражи», караульные помещения, ледовый и обычный погреба, дом для слуг и обслуживающего персонала.
Во дворце устраивали изысканные балы и банкеты, ставили театрализованные представления, концерты украинских крепостных музыкантов и выписанных из Парижа французских танцовщиц.
Дворец был не только местом увеселений фаворита. Отсюда велось управление большим Новороссийским краем, равным по площади некоторым странам Западной Европы.
После смерти князя все ценные вещи были вывезены, а дворец передан в собственность военного ведомства, которое распорядилось следующим образом: конюшни и строения оборудовать под военный госпиталь. В самом дворце долгое время располагалась гауптвахта (главное караульное помещение), а позднее — военно-аптечный склад.
В 1911 году дворец Потемкина был обращен под офицерский клуб.
Чуть позже здание дворца было перепланировано и оборудовано под военно-фельдшерскую школу.
К концу 20-х годов прошлого столетия от былого великолепия княжьего дворца осталась небольшая груда камней.