В начале века из херсонской тюрьмы бежало 12 заключенных
По решению комитета социал-демократов подготовку побега десяти заключенных товарищей было поручено Елене Грабенко, левой эсерке, дочери революционера, работающего в городской Херсонской управе. Так как его квартира не была под наблюдением и задним двором выходила на окраину кладбища, это упрощало работу. Была составлена группа из 6 человек, которая должна была прокопать подземный ход под камеру, где находилась группа арестантов, готовящихся к побегу. Копать начали с северо-восточной стороны Елизаветградской тюрьмы, т. к. охраны в этом месте совсем не было (по-видимому, рассчитывали на толстые и высокие стены). Первые три дня не могли начать работы из-за того, что там в это время херсонские скауты проводили свои занятия. Но потом дела пошли быстро и без всяких проблем. 29 ноября 1906 г. подземный ход был закончен. Оставалось только вывалить плиту в полу камеры.
30 ноября 1906 г., в 6.30 утра, надзиратель Елизаветградской тюрьмы Я.Николаев, проводя обычную внутреннюю проверку заключенных в камерах, обнаружил отсутствие 12 наиболее важных политических заключенных. Он немедленно поднял тревогу. Камеру, где находились 72 человека, тщательнейшим образом обследовали, В углу было обнаружено квадратное отверстие в пол-аршина, уходящее под каменный пол. Оказалось, что из этой дыры идет узкий коридор, ведущий под фундамент тюрьмы и проходящий за ее территорию. Именно через него и бежали 12 арестантов и беспрепятственно скрылись. Длина подземного коридора составляла 15 сажень. Работу эту выполнили в течение месяца. Землю в мешках вывозили подводой. Все это было смелой и решительной акцией.
Побег был совершен с 12 до 2 часов ночи. Опрошенные оставшиеся заключенные решительно утверждали, что ничего не знали ни о подготовке, ни о побеге. Немедленно в тюрьму для проведения дознания прибыл полицмейстер. Вскоре туда же вызвали следователя по особо важным делам, товарища прокурора и судебные власти. Надзирателя и начальника тюрьмы пригласил к себе губернатор для выяснения причин случившегося. Побег политических заключенных вызвал большой переполох среди полиции и жандармов. Они подняли на ноги всю свою агентуру, и это сработало четко.
В 11 часов утра небольшой конный отряд полиции пустился по следам бежавших. Следы привели в Чернобаевку. Жители подтвердили, что видели двух молодых незнакомых людей, которые пытались купить хлеб и спрашивали дорогу на Николаев. Возле строящегося моста рабочие рассказали полиции, что также видели их. Вдоль железнодорожной насыпи были обнаружены следы уже четверых беглецов, по которым конный отряд полиции и настиг их возле экономии Стоянова, напротив станции Горохова.
В 9 часов вечера задержанные были привезены на подводе в Херсон. Двое из четверых, Панов и Парис, уже сидели за нападение на магазин господина Фрикке в Херсоне. Третий, Перцев, — за захват типографии херсонской газеты «Юг» и печатание там запрещенных листовок. А матрос ХааДренко — за беспорядки в городе Севастополе.
Задержанные политические заключенные были переведены в губернскую тюрьму, где их заковали в кандалы. Остальные также, хотя не сразу и в разное время, были пойманы.
Во время революции политическая тюрьма Елизаветградка была снесена также, как тюрьма-крепость Бастилия во Франции.
Сергей Макаров, данные взяты из архива и газеты «Юг» за 01.12.1906 г.