Мельницы Херсона
Официальные названия городов, сел, районов зачастую расходятся с издавна сложившимися народными, имеющими глубокие исторические корни. И как ни переименовывали объекты, старые названия в народе оставались неизменными. Хотя, бывает, и жизнь вносит свои поправки. Коренных херсонцев в городе осталось не больше 5%. Основная масса горожан -приехавшие из других городов и деревень, они почти не интересуются историей города. Потому иногда люди улыбаются, услышав названия: Сухарное, Военное, Мельницы, Карантинный остров.
Район Мельниц начали застраивать в начале XIX века. За короткий период выросли более 125 ветряных мельниц с примыкающими к ним жилыми постройками. И район этот в то время был одним из живописнейших пригородов Херсона. А когда появилось электричество, начали строить очень надежные и высококачественные мельницы фирмы «Тиссена». Некоторые мельницы и маслобойки этой фирмы дожили и с успехом работали в 70-х годах прошлого столетия. Более 18 сортов муки выпускали эти замечательные мельницы. А качеству продукции может позавидовать любая современная мельница. В годы советской власти они уже были полностью изношены и даже в таком состоянии выпускали продукцию по качеству на голову выше, чем та, что мы имеем сегодня. Разворовав мельницы, их объявили аварийными, а потом тихо сожгли. Они горели, унося с собой не только тайну воровства и недостачи, но и секрет лучшего качества муки и подсолнечного масла. Ведь там, где были мельницы, обычно рядом находились, и маслобойки…
Еще есть херсонцы, которые помнят фамилии и имена мельничных асов. Семья Жур Денизия Деонизовича — потомственные мельники. Их предки начинали свое мельничное дело в конце XVIII века.
Д.Д. Жур, последний представитель династии мельников, закончил десятилетку в Херсоне с Золотой медалью, поступил в Одесское артиллерийское училище перед самой войной. Попав в окружение с бойцами, вышел из него с немецким оружием. После чего его обвинили в потере своего табельного орудия, он был разжалован и отправлен в штрафной батальон. Дважды тяжело раненный, воевал до конца войны, в Будапеште встретил победу.
После демобилизации закончил Одесский мукомольный институт и создал передвижную мельницу для армии, которая на выставке ВДНХ получила Золотую медаль. Его отец и тезка до революции работал мельником у князя Трубецкого в селе Казацкое. После революции переехал в Херсон и работал до глубокой старости. И даже когда вышел на пенсию, его часто вызывали для наладки мельниц после капремонтов. Пять поколений мельников дала семья Жур.
Сейчас не осталось в Мельницах ни одной мельницы. Последняя сгорела в 80-х годах.
Район Мельницы славился не только мельницами, но и маслобойками, кузнями и школами кузнецов. Одна из них — школа Соломыкина находилась на углу нынешней улицы 295 Гвардейской дивизии и Конной. Как вспоминает Полуренко Георгий Прокофьевич, школа Соломыкина была одной из лучших по своему оснащению, методике обучения. Ее выпускники были нарасхват во всей губернии, так как владели не только ручной ковкой, но и умели работать на паровых молотах разной мощности.
— Мой отец потел учиться в эту школу в 12 лет. И спустя 8 лет получил звание мастер-кузнец. Его распределили на завод Гуревича (ныне завод им. Г.И.Петровского), где он работал до империалистической войны. Он ушел на войну добровольцем, был ранен под Перемышлем. Домой вернулся инвалидом и работал до конца войны на своем заводе.
После революции участвовал в создании отечественного локомобиля для сельского хозяйства. За что был премирован грамотами, деньгами и поездкой в Москву для всей семьи. Вскоре кузнечную школу Соломыкина закрыли, но все бывшие ученики с благодарностью вспоминали своих учителей и мастеров, передавших им свое мастерство и любовь к кузнечному делу.
Сергей МАКАРОВ
elena Fritz
| #
здравствуйте,
прочитала вашу статью про мельницы. очень интересно.
у меня к вам большой вопрос. отец моего дедушки, тиссен исаак имел в херсоне тоже мельницу. есть ли у вас какая нибудь информация про эту семью (тиссен исаак и анна шрёдер (1. жена) или елизавета янцен (2. жена)) и конечно мельницу, может быть какие нибудь фотографии? мой дедушка был тиссен яков исаакович (от исаака и елизаеты янцен)
большое вам спасибо
с уважением елена фритц
Reply