Подземный мир Херсона
Отклонив предложение морского ведомства о расположении будущего города Херсона в Глубокой Пристани, находящейся между Станиславом и Софиевкой в Днепровском лимане, светлейший князь Потемкин склонился к мнению возводить верфь и Херсонскую крепость на месте старого военно-полевого укрепления Александр-Шанца, построенного в последнюю войну с Турцией.
Перед тем, как окончательно утвердить место под строительство города для защиты южных границ, генерал-губернатор Г.А.Потемкин обращался к устроителям с просьбой обследовать старую русскую крепость, и проверить, в каком состоянии находятся подземные входы и выходы, и каково состояние самих подземных ходов. Ведь при уходе русскими войсками крепость была взорвана, а подземные ходы были надежно привалены, так чтобы турки не смогли их найти и воспользоваться ими. После обследования Александровского шанца, на имя Г.А.Потемкина ушел секретный пакет с данными о состоянии подземных ходов. По-видимому, эти сведения и перевесили чашу весов в определении места строительства города Херсона, верфей и крепости в 1778 году.
Боевые подземные ходы
При строительстве одновременно с насыпкой вала рылись боевые подземные ходы. Они располагались вокруг крепости густой сетью невысоких проходов И круглых комнат, с каждой комнаты выходили по четыре перехода в разные стороны. Соединяясь между собой, они создавали своеобразный узор и обеспечивали доступ до скопления вражеских войск или батарей, установленных вокруг крепости.
Посмотрев по карте, военные инженеры могли точно определить количество бочонков с порохом, необходимых для разгрома неприятеля. Возможно, поэтому до сих пор старые жители Херсона все подземные ходы называют минами. А некоторые херсонцы считают их турецкими, утверждая, что их рыли турки. Да это верно, но рыли пленные турки эти подземные ходы под руководством русских военных инженеров. Глину, которую поднимали наверх при строительстве боевых ходов и магистралей, использовали для насыпки крепостных валов и для строительства всевозможных построек и зданий разного назначения. Все шло в дело. Помимо боевых, солдаты рыли и магистральные подземные ходы, которые не имели такой разветвленности, как боевые, но давали возможность скрытно входить или выходить из крепости.
Известны четыре подземных хода, выходящих в разные стороны от крепости: один из них выходил на Арестанскую речку (нынешняя набережная Днепра возле парка Славы), второй выходил в районе Цыганской слободы (нынешний Приднепровский парк), третий — на старое кладбище, четвертый — в район Мореходного училища (Корабельный спуск). Эти ходы были 2 м высотой и 1 м 10 см шириной.
Попасть в Херсонскую крепость можно было через четверо ворот, построенных из тщательно подогнанных блоков ингулецкого известняка. Очаковские и Петербургские сохранились до наших дней. По внешнему виду и внушительным размерам ворота напоминают римские, триумфальные арки. Внутри крепости на случай осады были вырыты глубокие, обложенные камнем колодцы с подъемными механизмами.
К каждому дому потайной ход
Существует и третья категория подземных ходов, которые рылись уже в середине и конце XIX века. По своим размерам они были схожи с магистральными подземными ходами, но отличались своей направленностью, т.к. располагались вдоль городских улиц старого района и соединялись практически с каждым рядом прилегающих дворов. В некоторых дворах подземные ходы имели даже 2-х этажную систему.
Подобным образом связывались и церкви города с галереями подземных ходов, что сослужило потом добрую службу во время Гражданской войны, во времена оккупации нашей территории войсками Антанты и немецкими войсками в период Второй мировой войны. Тогда, жители Херсона использовали эти подземные сооружения, как естественные бомбоубежища. Существуют свидетельства, подтверждающие факты спасения военнопленных православным духовенством во время оккупации Херсона немецкими захватчиками. После оказания медицинской помощи, военнопленные выводились по подземным ходам за пределы города.
Жителям нашего города, небезинтересно будет узнать о том, что существуют и очень большие подземные ходы, по которым может проехать даже современный КАМАЗ, но их очень мало и они пострадали более всего от обвалов и безграмотного вмешательства, как жителей, так и строителей города. Об этом периоде истории есть очень много любопытных свидетельств очевидцев и старожилов Херсона, которые ждут детального изучения. Особо привлекательны рассказы о различных находках, обнаруженных в подземных ходах, но мы расскажем об этом в одном из следующих номеров нашей газеты.
Исследования херсонских подземных ходов проводились несколько раз: в 60-х годах — спелеологами из Киева; в 70-х группа энтузиастов во главе с Александром Шитко обследовала центр города, проверяя рассказы херсонских старожилов и нанося обнаруженные ходы на карту. Затем управление архитектуры Исполкома, обеспокоенное тем фактом, что один за другим происходят обвалы, разрушаются дома, проваливаются машины и деревья, организовало группу исследователей, возглавляемую главным архитектором Комсомольского района Четвериковым А.П. Ведь точные сведения о расположении подземных ходов необходимы для планирования градостроительных , работ. Кроме того, подземные лабиринты — это часть славной истории г. Херсона, которые мы обязаны не только изучать, но и, по возможности, сохранить.
МАКАРОВ СЕРГЕЙ