Местный курорт – голопристанские грязи
Наше южное жаркое лето продолжается, а посему вполне уместна на страницах нашей газеты курортно- историческая тема, которую мы начнём с ближайшего к Херсону курорта – Голопристанского
Примерно со средины ХІХ века расположенное в 12-ти верстах от Херсона селение Голая Пристань имело неофициальный статус местного курорта. И всё благодаря своему волшебному солёному грязевому озеру, способному благотворно влиять на опорно-двигательную систему человека.
Впрочем, доныне ещё бытует в Голой Пристани легенда, что первым исцелённым водами озера был не человек, а… верблюд. Рассказывают об этом примерно так.
Однажды хозяин прогнал прочь со двора ставшего уже немощным и больным верблюда, верно отслужившего в его хозяйстве немало лет. Верблюд долго блуждал по песчаным кучугурам, пока не набрёл наконец на солёное озеро. Томимый жаждой и голодом, он упал в грязь на мелководье. Там, не в силах подняться, провёл несколько суток. (Кстати, в подтверждение легенды стоит отметить, что в отличие от многих иных животных верблюды могут утолять жажду солёной водой, это давно уже доказано учёными.) Несколько дней, проведённых в водах озера, совершили чудо. И когда «воскресший» верблюд вернулся домой, удивлению хозяина не было предела.
Говорят, что именно так и были открыты целебные свойства солёного озера. Конечно, это всего лишь легенда, однако озеро действительно оказалось волшебным. Поэтому примерно уже со второй половины XIX века херсонские обыватели стали посещать Голую Пристань с лечебными целями.
Голая Пристань становится курортом
В те времена селение у озера особо не отличалось от ему подобных, разбросанных на территории Херсонщины. Те же мазанки под соломенными или камышовыми крышами, вишнёвые сады, огороды, словом, самое обыкновенное захолустное село без признаков курортной цивилизации. Так что страждущие ехали в Голую Пристань как на самую обыкновенную дачу, снимая жильё у сельских жителей за символическую плату.
Лишь в 1889 году Херсонское уездное земство попыталось придать волшебному озеру по-настоящему курортный статус, сняв наёмное помещение, где под руководством врача Малёванного устроило временную грязелечебницу. Интересно, что лечение и содержание в лечебнице больных осуществлялись бесплатно, за счёт капиталов земства.
Примерно в то же время, кроме земской грязелечебницы, в Голой Пристани появилась ещё одна подобная общественная грязелечебница, содержавшаяся на средства Херсонского еврейского благотворительного общества «Эзрас Хойлим».
К началу ХХ века Голая Пристань с её чудесным озером стала уже достаточно популярным местом отдыха и лечения.
Грязный и неказистый колёсный пароход с гордым именем «Грозный» голопристанского сельского общества под звуки неизменного патефона, шлёпая лопастями колёс по воде, неторопливо подходил к берегу. На голопристанском мосту нагруженных под завязку вещами, картонками и чемоданами «дачников» – как их презрительно называли местные аборигены – уже ожидала группа крестьян, занимавшихся извозом. По уговору с хозяином дачи возничий без промедления доставлял к нему потенциальных клиентов, получая дополнительно от хозяина бонус в виде рюмки водки.
«Село Голая Пристань – один из тех дешёвых курортов, куда съезжаются ревматики всех рангов, а также и те, кому надоел город и некуда деваться, поехать же на хороший курорт нет средств. Некоторые едут сюда ради детей, которым приволье на обширных песках», – так писали в местных газетах.
Цены растут – услуги не поспевают
Впрочем, слава «дешёвого курорта» продержалась за Голой Пристанью совсем недолго. Уже в первые годы ХХ века местные «дачевладельцы» раньше всех поняли свою выгоду и с каждым годом всё более взвинчивали цены на жильё и продукты. Дошло до того, что в сезон «сельскую мазанку с чахлым садом» сдавали за 170–180 рублей – деньги для большинства городских обывателей баснословные. В «худой» год цена аренды значительно падала – представлялась возможным снять дачку за 70–80 рублей на сезон или за 20–30 рублей в месяц. Правда, свежие овощи, фрукты, парное молоко здесь были несколько дешевле, чем в городе. Однако домовладельцы компенсировали это сдачей в аренду отдельных предметов быта и обихода: кроватей, стульев, кухонной утвари и т. д. Только речная вода, воздух, солнце и местные комары не стоили ничего и «предоставлялись» бесплатно.
К 1905 году снять квартиру на лето в Голой Пристани стало уже поистине лотерейной удачей. Конечно, «правильные» грязевые ванны под наблюдением медперсонала грязелечебницы были доступны не всем. Чаще всего страждущие горожане бессистемно и бесконтрольно барахтались в тине с надеждой на скорое исцеление.
Некоторые же владельцы арендовавшихся «ревматиками» домов за определённую плату устраивали «грязевые ванны» прямо на своём подворье, что вызывало нарекание руководства грязелечебницы: «…грязь из озера расхищается многими домовладельцами, делающими больным дачникам ванны. Грязь выбирается из озера вёдрами, бочками и никогда обратно не вывозится».
Всю использованную озёрную грязь и рапу выливали тут же, во дворе или через забор на улицу. Так что видок у местного курорта в то время был ещё тот! Тем не менее это не помешало сельскому обществу ходатайствовать о переименовании Голой Пристани в Новую Ялту (была в селе ещё и пивная, также носившая крымское название – «Балаклава»). К счастью, МВД решило вопрос о Новой Ялте «в отрицательном смысле».
Долгое время посещавшие Голую Пристань дачники жаловались на неустройство и неудобства местного курорта. «Целебное озеро – приманка для приезжающих – находится в первобытном состоянии. Никаких удобств или приспособлений для раздевания. Прежде чем попасть в воду, приходится месить обыкновенную вонючую грязь на приличном расстоянии», – адресовали они свои жалобы в местные газеты.
Только летом 1908 года один из местных крестьян-предпринимателей, взяв в аренду у общества участок береговой полосы озера, устроил здесь примитивные деревянные раздельные мужские и женские купальни с платой за посещение 2 копейки. Причём предусмотрел даже наличие в каждой раздевалке запаса пресной воды для «послекупального омовения» по цене 1 копейка за две кружки. Вскоре его примеру последовали другие аборигены.
Пожалуй, и появлению первого бесплатного общественного пляжа, устроенного у причалов в Голой Пристани, дачники обязаны были всё тем же неудобствам. Ведь единственная имевшаяся на реке сельская купаленка, по словам очевидца, «своим видом и устройством напоминала те уж чересчур откровенные клозеты, которые дачевладельцы устраивают для дачников». Посему, отбросив все предрассудки и моральные табу, отдыхавшие горожане на виду у осуждавших подобное поведение сельских жителей дружно полезли в воду, естественно, в строгих, закрытых купальных костюмах.
Голопристанская грязелечебница
В 1906 году Херсонская уездная земская управа обратилась в горное управление юга империи с просьбой отвести участок казённой земли для постройки грязелечебного заведения. А в 1909-м в местных херсонских газетах появилось сообщение: «Министром торговли и промышленности внесено во 2-й департамент Государственного совета представление о предоставлении министру торговли и промышленности – сдать Херсонскому уездному земству участок казённой земли в 15 десятин, находящийся при голопристанском соляном озере в Днепровском уезде Таврической губернии. Указанный участок предложено сдать на срок 50 лет за уплату 105 р. в год при условии устройства на нём грязелечебницы с правом пользования для лечебных целей рапой и грязью».
В 1912 году на отведённом участке казённой земли на берегу Голопристанского озера была построена грязелечебница. На её строительство уездное земство затратило весьма приличную сумму в 60 тысяч рублей. В юбилейном отчёте «Что сделало земство в Херсонском уезде за полвека 1864–1913 г. г.» читаем: «Хорошо устроенная грязелечебница, в которой могут одновременно лечиться до 200 человек, а в течение лета – до 400 и более. Из этого числа половина пользуется бесплатно только ваннами, а другая половина получает бесплатно также квартиру и стол».
На территории грязелечебницы был разбит добротный, тенистый парк. В 1914 году построено новое здание грязелечебницы, одновременно с ним были возведены несколько корпусов для проживания пациентов. Вместе с общественной земской грязелечебницей не одно десятилетие просуществовали и частные голопристанские дачи, пока советская власть окончательно не прикрыла частную предпринимательскую деятельность.