Строительство Херсона: первый блин комом? (часть вторая)
Путь к Херсону преграждали мели
Как уже упоминалось, наносы и мели в низовьях Днепра на протяжении столетий мешали «правильному» судоходству.
Нельзя сказать, что позже, во второй половине ХІХ века, в отношении улучшения водного пути, соединяющего Херсон с морем, не предпринимались никакие действия. Наоборот, львиная доля средств из городской казны плюс финансовые вложения со стороны Министерства путей сообщения ежегодно тратили на расчистку и углубление речного фарватера. Вот только очередное весеннее половодье, несущее с собой многие тонны илистых отложений, вновь сводило работу на нет.
В иные годы наносные барьеры в устье реки достигали рекордных размеров, сокращая глубину воспетого Гоголем Днепра до 1–1,27 метра. И так было всегда! Тем не менее французский посол граф Сегюр, посетивший Херсон в период пребывания здесь императрицы Екатерины ІІ, отмечал: «В гавани непрестанное оживление от прихода и ухода судов коммерческих».
Все пути ведут в Херсон
Стоит отметить, что, даже несмотря на существовавшие в новом городе различные проблемы и извечно присущее высокопоставленным чиновникам воровство финансовых средств, в самом начале истории у молодого города были вполне реальные перспективы стать столицей края. Это отмечали не только в Екатерининской империи, но и далеко за её пределами.
Так, всего лишь на второй год после основания Херсона в городе появился французский негоциант (коммерсант) барон де Сен-Жозеф Антуан, желавший лично удостовериться в перспективах и возможностях торговли с Российской империей, планируя наладить перевозку морем товаров из стран Юго-Западной Европы через Херсон.
В 1782 году, благодаря стараниям Антуана, указами императрицы были подтверждены права свободного осуществления торговли, ввоз и вывоз товаров за границу иностранными купцами и разрешено основание в Херсоне банковской конторы «для обмена ассигнаций на звонкую монету». Вместе с тем для того, чтобы увеличить обороты перевозимых товаров, в значительной мере были снижены таможенные пошлины, а для некоторых товаров предусмотрены определённые льготы.
В Херсон стекались товары из Средиземноморья, а с верховьев через опасные Днепровские пороги отважные флотоводцы вели в новый город суда, гружённые товарами, произведёнными в лежащих выше по течению губерниях.
Торговля как главная отрасль развития города
Однако всё же главные доходы торговцам и государству приносили торговля и экспорт строевого и корабельного леса, сплавляемого по Днепру через те же пороги. Лес из Херсона везли в Крым, на Кавказ, экспортировали за границу, в частности во Францию, для нужд судостроения. Лес был особо выгодной статьёй торговли с зарубежными странами, да и внутри страны для нужд населения его требовалось немало. Это понимали все.
Именно поэтому Потёмкин прилагал старания к насаждению и разведению лесных плантаций в Северном Причерноморье, вызвав в Херсон и определив на службу английского лесовода Моффета. Да и сама Екатерина видела в том реальную нужду: «Край этот, – писала она графу Брюсу уже после своей знаменитой поездки в Северное Причерноморье, – отнюдь не безводный и, надеюсь, с весьма малым рачением будет и с лесом. Я сама взяла себе тысячу десятин, на коих по лесному регламенту приказала сеять строительного и дровяного лесу. Через несколько лет мне скажут спасибо…».
В 1783 году негоциант Жозеф Антуан был пожалован грамотой, дающей право трём его торговым судам ходить под российским флагом и пользоваться дополнительными привилегиями. Кроме того, чтобы беспрепятственно перевозить грузы из Глубокой Пристани в Херсон и обратно и в то же время не зависеть от местных «перевозчиков», Антуан приобрёл большое речное парусное судно с мелкой осадкой, которое успешно справлялось с возложенной на него задачей.
Развитие торговых отношений с Европой послужило тому, что в город потянулись купцы, в частности греки, армяне, татары и караимы из Крыма и других уголков империи.
Херсон в шаге от гибели…
Казалось бы, будущее Херсона незыблемо и прочно, вот только как это часто бывает в момент, когда совсем этого не ждёшь, дальнейшее развитие города внезапно оказалось под угрозой: в августе 1783 года в городе вдруг вспыхнула чума.
Этот страшный период, сокративший население более чем наполовину, хорошо описан в истории Херсона. Обращались к этой теме и мы («СВ» № 8, 2014 год, «Имя врача, спасшего Херсон от чумы, предали забвению»). Скажу лишь, что жертвой чумы вместе с тысячами безвестных погибших стал первый командир Черноморского флота – вице-адмирал Федот Клокачёв, умерший в Херсоне осенью 1783 года, место захоронения которого потомкам осталось неизвестным. Окончательно победили опасную болезнь в 1784 году.
Случившаяся в Херсоне страшная эпидемия заставила пересмотреть планы императрицы, собиравшейся ещё в 1784 году предпринять своё путешествие по завоёванным южным окраинам. Екатерининский круиз был отложен до подходящего времени. Однако в 1786 году Херсон вновь подвергся тяжёлым испытаниям. На город обрушилась новая смертельная болезнь – лихорадка.
По словам всё того же негоцианта барона Жозефа Антуана, потерявшего во время этой моровой болячки в Херсоне своего брата, город тогда походил на громадный госпиталь, где только и видели мёртвых и умирающих…
Расцвет Херсона
Путешествие Екатерины Великой «на юга» смогло состояться лишь в 1787 году, когда Херсон уже вполне оправился от тяжёлых последствий двух ужасных эпидемий, да и шаткие политические отношения между Российской империей и Турцией достигли определённого равновесия. К тому времени Херсон уже действительно напоминал интенсивно развивающийся торговый город-порт, с крепостью, гарнизоном, военными верфями, с целым рядом производств, находящихся в стадии становления, торговыми складами и пристанями.
Купеческая часть города, или Греческое предместье, где в основном проживала местная элита, к приезду императрицы насчитывала уже до двух тысяч домов. Кроме того, с восточной стороны крепости разрасталось Военное предместье, или Воинский форштадт.
Нелишне будет отметить, что приезд в Херсон Екатерины ІІ в 1787 году совпал с невиданной доселе интенсивностью развития города. Вот всего лишь несколько строк из исторического очерка, напечатанного в «Херсонском адрес-календаре на 1896 год»: «В продолжение 1787 года торговля на Чёрном море приняла громадные размеры: более 900 русских и австрийских кораблей были заняты ею. В Херсоне поселились австрийский и неаполитанский консулы. Генуя, Ливорно, Триест имели сношение с ним, отправляя туда свои грузы и получая обратно русский зерновой хлеб. Франция приобретала здесь же для себя запасы для флота, снабжаемая Херсоном крупным сосновым лесом».
Новая волна гибельных проблем
Впрочем, стремительный взлёт Херсона оказался совсем недолгим.Уже в августе того же года разразилась очередная война с Турцией, и главный южный порт империи оказался в торговой блокаде. Штурм и покорение в 1788 году Очакова – ближайшей к Херсону турецкой крепости – на подъёме экономики и развитии города не отразился.
А уж основание в 1789 году по соседству, в более удобном месте на реке Южный Буг, второго причерноморского города с устройством в нём мощных судостроительных верфей и вовсе поставило существование Херсона под угрозу. Местные мастера-судостроители, сопутствующие судостроению производства перекочевали вскоре в перспективный Николаев.
В довершение ко всем бедам в 1789 году во Франции вспыхнула революция, явившая стране массу проблем и вызвавшая разрывы прежних торгово-экономических отношений с Российской империей. Так что даже окончание в 1791 году русско-турецкой войны уже никак не могло способствовать восстановлению довоенного объёма экспорта-импорта.
И всё же, пожалуй, последней каплей, переполнившей кубок бедствий и неудач Херсона, стала смерть Потёмкина в октябре 1791 года. Случилось это по пути из Ясс в Николаев, когда князь возвращался с мирных переговоров…
Спустя три года, после появления в 1794 году на карте Северного Причерноморья города-порта Одессы, жизнь в Херсоне практически замерла. В 1799-м, к 21-му году существования, в Херсоне проживали не более 2 тысяч человек. То есть ныне любое село в пригороде по количеству жителей превосходит Херсон 1799-го. Вместе с городом окончательно в упадок пришёл и порт. К примеру, за 365 дней 1803 года в Херсоне появилось всего четыре мелких заграничных судёнышка…