Немцы в Украине
Юг Украины с его обширными степями и плодородными землями всегда был «лакомым кусочком» для многих народов и древних племён. В своё время здесь жили и киммерийцы, и скифы, и сарматы, и готы. Оставили следы своего пребывания на южных землях и воинственные племена гуннов. Владели этими землями болгары, авары, хазары, угры, печенеги, половцы, монголо-татары, греки… И это ещё далеко не полный перечень тех, кто считал эти степи своей вотчиной или стремился ими завладеть
Гораздо позднее, уже в период царствования императрицы Елизаветы Петровны, с её высочайшего разрешения, обширные и не занятые коренным населением земли Украины начали заселять иностранцы, в первую очередь немцы, прихожане методистских протестанских церквей, подвергшиеся гонениям на родине со стороны главенствовавшей римско-католической церкви. Прибывшие иностранцы получали наделы земли, где селились, как правило, национальными общинами-колониями, сохраняя в новых краях быт, культуру и язык покинутой родины. Занимались сельским хозяйством, разведением овец и крупного рогатого скота, развивали привычные и осваивали новые для себя ремёсла.
Раздачу земель и привлечение разного рода иностранных специалистов продолжила пришедшая к власти императрица Екатерина ІІ. С её легкой руки в 1763 году, практически в самом начале её царствования, появился манифест «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах». Была создана особая Канцелярия опеки иностранцев, прибывавших в страну, которая занималась приёмом и расселением их на свободных территориях.
Был принят в то время закон для укрепления и развития частных хозяйств, а значит в будущем – и экономики страны, согласно которому иностранные переселенцы-земледельцы освобождались от податей и налогов сроком на целых 30 лет: по тем временам – срок жизнедеятельности целого поколения!
Были сделаны серьёзные скидки иностранным лицам, записавшимся в купеческое сословие, и промышленникам, возводившим на новых землях собственные предприятия. Предоставлены льготы и снижены таможенные пошлины для экспорта их продукции в другие страны.
Но главное, несмотря на недовольство главенствовавшей в стране православной церкви, иностранцам была гарантирована свобода вероисповедания.
Манифестом императрицы и полагавшимися льготами воспользовались десятки тысяч иностранцев.
Немцы в Северном Причерноморье
После очередной русско-турецкой войны и подписания в 1774 году Кючук-Кайнарджийского мирного договора Северное Причерноморье с его редкими казацкими и татарскими поселениями, отошедшее к России, получило новый виток развития. Вокруг основанных здесь городов Херсон, Николаев, Одесса разрастались сёла, земледельческие колонии и обширные землевладения частных лиц. Иностранцы, главным образом немцы и французы, спешили закрепиться на ещё пустовавших территориях.
Так, немецкий герцог Фердинанд Ангальт-Кетенский выкупил и владел обширными землями в Тавриде, которые, в сущности, были ему без надобности, освоить их он особо и не пытался. Поэтому в 1850-е годы герцог продал свой земельный массив площадью более 40 тысяч десятин немецкому же колонисту Фейну, потомок которого – Фридрих Фальц-Фейн – основал на этих землях свой всемирно известный заповедник «Аскания-Нова».
Благодаря политике кабинета императрицы Екатерины ІІ по обустройству и заселению пустовавших земель к началу ХІХ столетия почти сотня населённых пунктов Херсонской губернии уже носила названия, указывавшие на то, что здесь живут немецкие переселенцы.
Многие из поселений были названы в память о далёкой родине привычными, дорогими сердцам именами. Скажем, в Одесском уезде одно из многочисленных сёл называлось Страсбург, а на территории Мангеймской волости – село Карлсруе.
Были в Херсонской губернии свои Данциг, Мангейм и Эльзас, и даже Ватерлоо. В Херсонском уезде встречались немецкие поселения с довольно красивыми в переводе названиями: Форстенталь – лесная долина, Клейн-Нейдорф – маленькая новая деревня, Нейкронталь – новая королевская долина, Блуменорт – цветочное место, Розенорт – селение роз… Какой контраст с селом Вшивым, будущим Покровским, или хутором Запашки, хотя последнее название явно происходит от слова пашня, тут всё дело в том, где ударение поставить!
В 1871 году, спустя чуть более ста лет после опубликования манифеста императрицы Екатерины ІІ, император Александр ІІ подписал указ об отмене привилегий для иностранных колонистов. Отныне иностранные переселенцы-земледельцы приравнивались в своих правах к местным крестьянам. Тем не менее переселенцы, имевшие немецкие корни, оставались всего лишь «пасынками» для великой империи. Это доказала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война.
Война и немцы
Уже в самом начале её отношение коренного населения к своим немецким соседям стало резко враждебным, а в крупных городах, Москве и Петербурге, произошли массовые беспорядки с погромами домов и магазинов, принадлежавших немцам и австрийцам. Да и государственная политика в отношении «пришлых» иностранцев вдруг резко изменилась. Пресса того периода запестрела обязательными для выполнения постановлениями об ограничении прав и свобод иностранных подданных среди населения.Так, в начале 1915-го в Херсоне было получено постановление совета министров о закрытии всех торгово-промышленных, технических, акционерных и кредитных предприятий, владельцами которых являлись австрийские, германские и турецкие подданные. Срок ликвидации был определён до 1 апреля, «в противном случае имущество их будет секвестировано».
Попутно «зацепили» и иностранцев-славян, грозя им подобными же последствиями, если они не поторопятся до 1 апреля перейти в российское подданство.
Впрочем, чуть позднее была сделана поблажка для турецкоподданных христианского вероисповедания и иностранных подданных «славянского происхождения».
2 февраля 1915 года был принят закон, по которому государственному банку были предоставлены права «приобретать недвижимое имущество германских, австрийских и венгерских подданных и выходцев, подлежащее принудительной ликвидации». Все иные крупные банки обязали прекратить всяческие операции со счетами клиентов, подданных воюющих с Россией держав. Чуть позднее в «Херсонских ведомостях» появились списки тех землевладельцев, чьи владения подлежали ликвидации согласно закону от 2 февраля. По Херсонскому уезду в списках значились фамилии таких известных помещиков, как Фальц и Линке.
Всего же по Херсонской губернии ликвидации подлежало недвижимое имущество 1270 частных лиц и обществ.
Изменения коснулись и других сфер жизни общества. Херсонская газета «Родной край» сообщала: «По приказу Херсонского губернатора по полиции поручено отдельного корпуса жандармов полковнику Розмарице отправиться в город Елисаветград для проверки по спискам регистрации неприятельских подданных для выселения их в отдалённые местности или за границу». Подобные списки были подготовлены по всем городам и населённым пунктам в местностях, находившихся «на военном положении».
По распоряжению министра МВД из театральных трупп и оркестров были исключены и выселены «в места, предусмотренные для пребывания во время военных действий» артисты и музыканты – лица германской и австрийской национальностей. Так что депортация по национальному признаку позднее, в советский период, имела явно более глубокие корни.
Правда, в дореволюционное время в самодержавной стране это делалось более открыто с публикацией в газетах и без жёсткого силового давления.