Газета – величайшее изобретение человечества (часть вторая)
В начале прошлого века газетам зачастую отводили не менее ответственную роль, чем просто для чтения. Скажем, бумажные полосы, наклеенные крест-накрест на оконные стёкла, в какой-то степени предохраняли их от повреждения взрывной волной в период налётов вражеской авиации и не давали разлетаться осколкам. Газету подматывали вместе с портянками в сапоги для сохранения тепла и с этой же целью её подкладывали под одежду.
Интересно, что в качестве своеобразного утеплителя газету стали использовать ещё в период Первой мировой войны. А осенью 1914 года в херсонской газете «Родной край» появилось сообщение с довольно оригинальной идеей одного из местных изобретателей, предложившего делать газетные одеяла для нужд действующей армии: «Одеяло состоит из 8 слоёв газетной бумаги, на очень тёплое идёт 10 слоев. Берут 50 старых газет обыкновенного формата, мнут и протирают бумагу так, что известь, содержащаяся в ней, совершенно исчезает. Нужно следить, чтобы бумага не порвалась, а сделалась тонкой и мягкой. Листы раскладывают так, чтобы один заходил за другой и между ними не было промежутков. Затем прошиваются во всех направлениях толстой иглой и мягкой бумажной ниткой, пока не получится плотная масса. Чем больше прошивать, тем прочнее будут одеяла. Верх можно сделать из любого материала. Теплота ткани не играет роли. Тепло даётся бумагой, которая, как известно, плохо проводит тепло. Ткань должна быть прочной и практичного цвета. Ткань пришивают к бумаге. Выгоды подобного одеяла очевидны. Такое одеяло можно сделать без всяких расходов, или, во всяком случае, очень дёшево. Оно может быть сделано в течение двух часов ребёнком. Очень тёплое, мягкое и прочное».
Десятки лет не могли обойтись без газетки и курильщики, набивавшие махрой или ядрёным табаком-самосадом свои самокрутки.
Времена всеобщей бедности и общежитий-коммуналок породили даже свой особый – газетный – стиль в обиходе. Скажем, никого не удивляли вырезанные из газет ажурные салфетки на кухонных полках или застеленный вместо скатерти газетой стол. В умелых руках газета могла превратиться в уютный абажур, украшавший уныло висевшую на длинном шнуре под потолком электрическую лампу, или в незамысловатую детскую игрушку.
Ну а любой мальчишка в то время в течение считанных минут мог соорудить из газеты пилотку, тюбетейку и даже более сложную конфедератку. Мальчишки также знали: чтобы дома не влетело за поставленный под глазом фингал, нужно было приложить к проблемному месту скомканную и смоченную водой газету. Этот способ вполне заменял традиционный пятачок или свинцовую примочку.
Из газетной бумаги делали ёлочные украшения, флажки и новогодние цепочки-гирлянды, склеивая их звенья хозяйственным мылом. Несмотря на то, что иногда подобные изделия красили природными красителями – синькой, чернилами, луковой шелухой, корнем марены, всё же ничто не могло спрятать проступавший сквозь бледную краску типографский шрифт.
В херсонской прессе дореволюционного периода сохранилось воспоминание, как некто из городских обывателей появился на традиционном новогоднем маскараде в карнавальном костюме, изготовленном из газет. Костюм назывался «Херсонская пресса» и даже завоевал призовое место своей оригинальностью.
Совершенно незаменимой была газета и во время подготовки к зиме. Ею уплотняли щели и оклеивали окна, а когда красили оконные рамы, чтобы не пачкать краской стекла, на них клеили намоченные в воде газеты.
Газетой и порошком мела мыли запыленные оконные стёкла, а ещё газеты клеили на стены, выравнивая и подготавливая их для последующей поклейки обоев.
Интересно, что именно в те нелёгкие времена был придуман достаточно простой и эффективный способ подготовки газет для дальнейшего их использования в качестве топлива в печке-буржуйке. Требовалось только скомкать размоченные в воде газеты в плотные шары, а затем, хорошо высушив летом на солнце, зимой топить ими печь. Толстый, слежавшийся газетный шар горел гораздо дольше, чем простая газета, а значит дольше отдавал необходимое тепло.
Использовали газеты и для зимнего хранения фруктов – яблок и груш, оборачивая каждый плод в газету, укладывая в ящики и пересыпая их древесными опилками.
Словом, население «самой читающей в мире» страны изначально знало огромное множество способов использования недорогой по стоимости (всего 2–3 копейки за экземпляр) газетной бумаги в быту. Да и само чтение газетных известий в туалете с дальнейшим употреблением её по назначению было продиктовано прежде всего полным отсутствием производства в стране туалетной бумаги. В связи с чем из далёкого советского прошлого вспоминается курьёзный случай, произошедший с четой американских коммунистов Волфи, прибывших в СССР для постоянной работы в Коминтерне. По воспоминаниям уроженки Херсона Эллы Волфи, эмигрировавшей ещё до революции в Америку, по прибытии их в Россию на таможне бдительные чекисты устроили супругам тотальный досмотр багажа. Каждый рулон туалетной бумаги (а её везли целый чемодан), которую по совету друзей супруги захватили с собой в Москву, был выпотрошен, развернут во всю длину (а вдруг внутри рулона антисоветские воззвания) и безнадёжно испорчен. Посему впоследствии пришлось учиться использовать для известных целей самую правдивую в мире газету «Правда».
Впрочем, это был всего лишь отдельный курьёз из бесчисленной серии курьёзов и анекдотов об использовании советской прессы.Советские домохозяйки знали, что если тушку замороженной курицы плотно обернуть толстым слоем газет, то её можно транспортировать на далёкие расстояния даже в самый жаркий день без какого-либо ухудшения качества мяса.
Скомканными газетами, вложенными внутрь, сушили мокрую обувь. Считалось, что типографская краска отпугивает моль, а посему подготовленные для длительного хранения шерстяные и меховые вещи обязательно заворачивали в газету. Кроме того, издавна газетную бумагу использовали в театральной бутафории при изготовлении атрибутов и реквизита из папье-маше. Не отставали от театральных мастеров и представители кустарных мастерских, занимавшихся производством детских кукол. Здесь из газетного папьемаше делали головы, ручки и ножки для будущих лялек.
Однако, пожалуй, самым оригинальным использованием годовых подшивок газетной периодики прославился во времена перестройки один из граждан СНГ. Не имевший материальной основы для строительства дачного домика, он сумел склеить его из толстого слоя подшивок старых газет! Пропитанные олифой и окрашенные краской стены дома хорошо зарекомендовали себя и знойным летом, и морозной зимой. А уход за ними заключался в ежегодном добавлении очередных слоёв газет и покраске.
Правда, ныне в Интернете можно отыскать множество ещё более оригинальных идей использования в быту газетной бумаги. От чудных сувениров до интерьеров и мебели – было бы желание. Так что газета – это по-настоящему уникальное и ценное изобретение человечества!
А в заключении – одна из газетных идей, успешно себя зарекомендовавшая и описанная в херсонской газете «Югъ» в 1903 году: «При посеве травы на лужайках в садах очень трудно, как известно, оберегать семена от птиц, массами поедающих их, так что нередко даже при вторичном посеве получается жалкая растительность. Прекрасный результат даёт употребление газетной бумаги для защиты семян.
Посеянные семена прикрыть газетными листами, и сверху, чтобы их не уносило ветром, положить несколько камней. При опыте лужайку поливали, как обыкновенно, не поднимая бумаги. Несмотря на уверения садовника, что трава никогда не взойдёт под бумагой, оказалось обратное: покрытое бумагой семя взошло уже через одиннадцать дней, тогда как на непокрытой и освещённой солнцем части лужайки трава показалась только через 16 дней».
И хотя ныне в почёте новые технологии, подобный газетный метод, следуя пословице «Новое – это хорошо забытое старое», вполне успешно можно применять и ныне на нашей сухой и знойной Херсонщине.
Так что покупайте газеты, уважаемые сограждане! Прежде всего, конечно же, помня, что «газета» по-английски – это newspaper, то есть «бумага с новостями». Оч-чень нужными всем нам!