Улица Потемкинская
Улица показана на первом проекте города Херсона 1779 года.
На плане 1855 года — названа Потемкинской в честь основателя Херсона, генерал-фельдмаршала, светлейшего князя Григория Александровича Потемкина-Таврического, который с 1774 по 1791 годы был генерал-губернатором Новороссийского края.
Потемкинская улица была разделена Потемкинским бульваром и Канатной площадью на три части. От Днепра до памятника Потемкину была наиболее богатая часть улицы, а беднейшая начиналась за Канатной площадью на Северном форштадте.
В 1922 году улица Потемкинская была переименована в улицу Карла Маркса. В 2013 году улице вернули историческое название — Потемкинская.
Потемкинская улица и типография Ходушиной
На почтовой карточке представлена перспектива Потемкинской улицы на ее пересечении с улицей Соборной. Справа виден двухэтажный дом наследников О.Д.Ходушиной, которая в 1890-х годах владела типографией, находившейся в этом же доме (до О.Д.Ходушиной типография принадлежала Н.О.Ващенко). Здесь же был ее книжный и писчебумажный магазин и продавались первые почтовые карточки (открытые письма) с напечатанными видами Херсона.
В 1911 году в этом доме разместил свое бюро и склад электрических принадлежностей инженер-электрик С. Д. Билинкис. Одноэтажный дом слева занимал один из магазинов купца Иллариона Черепахина, торговавшего русскими виноградными винами. За ним, выше по Потемкинской улице, была еще одна типография — «Русская типо-литография К. Д. Шрейбера», существовавшая с 1896 года. Она предлагала всевозможные бумаги, свадебные билеты, изготовление визитных карточек.
В апреле 1919 года все типографии Херсона были национализированы. Типография Ходушиной стала называться «Государственная типография № 2 имени товарища Ленина».
Здания, изображенные на почтовой карточке не сохранились. На месте типографии Ходушиной в настоящее время построен жилой дом (ул. Ленина, 16).
Херсонское губернское дворянское собрание
Дом на углу улиц Эрделевской и Потемкинской был построен в начале XIX века для генерал-майора Феодора Лобри, цейхмейстера артиллерийского управления. В 1818 году дом был нанят мужской гимназией, которая занимала его до 1822 года. В 1823 году этот дом приобрело дворянское собрание Херсонской губернии. Херсонское губернское дворянское депутатское собрание было основано в 1803 году, одновременно с созданием Херсонской губернии на основании «Жалованной грамоты дворянству» от 1785 года. Звание дворянин означало «благородного по роду или по чину, принадлежащего к высшему сословию, коему одному только предоставлено было владеть населенными имениями и людьми». Служение отечеству было главной целью дворянского сословия. Дворянство привлекалось через местные дворянские общества к управлению государством. Главное должностное лицо дворянского общества — предводитель дворянства — председательствовал в земских собраниях и участвовал в разных учреждениях местного управления. Исполнительным органом собрания была канцелярия предводителя дворянства. Предводитель дворянства и другие избранные от дворян принимали активное участие в управлении губернией. Дворянское собрание занималось вопросами сословий, спорами между землевладельцами, организацией благотворительных мероприятий, вело родословные книги.
В 1830-х годах одно из помещений дворянского собрания было приспособлено для театра. В этом театре в 1846 году дал восемь спектаклей знаменитый русский актер М. С. Щепкин. В 1874,1875 и 1885 годах в театре выступал украинский драматург, режиссер и актер М. Л. Кропивницкий. Тут постановкой пьесы И. П. Котляревского «Наталка Полтавка» началась его режиссерская деятельность. В октябре 1889 года театр переехал в новое здание. В 1858 году был составлен проект на перестройку и расширение дома дворянского собрания, что было осуществлено при губернаторе П. Н. Клушине. С этого времени в здании находилось Дворянское депутатское собрание и Херсонская дворянская касса взаимопомощи.
После революции 1917 года были упразднены сословия и дворянство как класс перестало существовать. 18 января 1918 года для охраны порядка, борьбы с анархией и самосудами в городе создано «Вольное казачество», уездный совет которого разместился в здании дворянского собрания. В 1918 году по распоряжению Херсонского губернского комиссариата в здании были размещены украинские национальные организации: «Українська революційна Рада», общество «Просвіта», издательство «Думка», «Студентська громада», «Українська учительська спілка», с 1919 года — партком КП(б)У и библиотека-читальня. В 1920-х годах здесь находился Дом физкультуры, в 1940 году — Центральная детская библиотека, после 1945 года — Дворец пионеров. До недавнего времени в здании работало ЦКБ «Изумруд» и находился магазин «Будівельні матеріали» (Карла Маркса, 20).
Памятник Потемкину в Херсоне
Идея создания памятника Потемкину возникла у Екатерины II еще при его жизни. В 1791 году, отмечая заслуги князя Потемкина в турецкой кампании, она повелела Сенату, помимо других наград, установить ему памятник в том месте, где он сам пожелает. После смерти князя в особом манифесте Екатерина II приказала изготовить грамоту «с прописанием в оной завоеванных им крепостей и разных сухопутных и морских побед, войсками его одержанных; грамоту сию хранить в соборной церкви города Херсона, где соорудить мраморный памятник Таврическому, а в арсенале того-ж града поместить его изображение и в честь ему выбить медаль». В день мирного торжества с Оттоманскою Портою императрица повторила свою волю, повелев «воздвигнуть монумент в г. Херсоне, им построенном».
По этому поводу существуют разночтения относительно того, что следует понимать под «мраморным памятником» и что под «изваянным изображением». 1 сентября 1793 года в росписи наград героям окончившейся войны Екатериной II повелевалось «воздвигнуть в Херсоне памятник». В другом источнике: «приказано было соорудить мраморный памятник Таврическому».
Племянник же Потемкина граф А. Н. Самойлов писал, что «государыня назначила соорудить изваянное изображение его и воздвигнуть оный памятник на мраморном пьедестале в полукружии арсенала, построенного им против той церкви в средоточии самой крепости».
Следует понимать, что речь идет о скульптурном изображении Потемкина на пьедестале и о мраморном памятнике, который, по-видимому, входил в комплекс склепа Екатерининского собора. Очевидцы говорили о каком-то «великолепном надгробии». Вероятно, в том виде склеп, который тогда имел отдельный вход, и называли «мавзолеем».
Смерть Екатерины II помешала исполнению ее воли. Павел I, взошедший на престол, не только не собирался осуществлять решение своей матери установить памятник князю Таврическому, но приказал уничтожить и сам склеп Потемкина. К счастью, склеп всего лишь засыпали землей, но при этом был уничтожен внешний вход и надгробие.
Только при внуке Екатерины Александре I, благосклонном к своей бабке, вопрос о памятнике Потемкину вновь был поднят. 18 августа 1801 года племянник Потемкина граф А. Н. Самойлов обратился к императору с прошением о позволении родственникам фельдмаршала установить на свои средства памятник ему в городе Херсоне.
Александр I рескриптом от 17 сентября 1801 года на имя Новороссийского гражданского губернатора М. П. Миклашевского удовлетворил эту просьбу. Однако, как свидетельствуют архивные документы, не все родственники согласились выделить необходимую сумму, и сооружение памятника было отложено.
В 1823 году губернатором Новороссии стал князь М.С.Воронцов. Одним из первых его начинаний по благоустройству и украшению опекаемых областей явилось устроение в Одессе памятника «герцогу Ришелье, управлявшему с 1803 по 1814 год Новороссийским краем».
Два года спустя, 17 ноября 1825 года, М.С.Воронцов посылает управляющему Министерством внутренних дел В.С.Ланскому следующее послание:
«Милостивый государь, Василий Сергеевич! С самого вступления моего в управление Новороссийскими губерниями я слышал от многих жителей желание соорудить в Херсоне памятник основателю Новороссийского края покойному светлейшему князю Потемкину-Таврическому, подобно тому, как воздвигается таковой в Одессе покойному герцогу Де Ришелье.
Имев счастье докладывать о сем Государю Императору с представлением рисунков для означенного памятника, сделанных знаменитым нашим художником г. Мартосом, я удостоился лично получить Всемилостивейшее Его соизволение на исполнение помянутого желания.
О сем считаю долгом довести до сведения Вашего Высокопревосходительства с тем присовокуплением, что о сборе добровольных приношений для построения помянутого памятника сделано мною уже надлежащее распоряжение по вверенным управлению моему Новороссийским губерниям ».
23 декабря 1825 года появилось сообщение о «последовавшем Высочайшем соизволении на сооружение Памятника Князю Потемкину в Херсоне».
В 1825 году Иван Петрович Мартос выполнил первый терракотовый эскиз скульптуры Потемкина (в конце 1979 года терракотовый эскиз был передан в Государственный Русский музей).
В 1826 году архитектор А. Мельников, который разрабатывал пьедесталы для скульптур Мартоса, по его рисункам выполнил гравюру, изображающую статую Потемкина высотой 5 аршин, а также четыре аллегорические статуи: Марса, Нептуна, Аполлона и Геркулеса. Сидящие обнаженные фигуры с соответствующими атрибутами были расположены на прямоугольных постаментах, являясь составной частью общего монументального замысла, и призваны были олицетворять княжеские добродетели.
Потемкинский бульвар
В собрании гравюр Русского музея хранятся ксилографии А. Серякова и А. Зубчанинова, а также литография неизвестного художника, которые сделаны, очевидно, с рисунка Мартоса. Известна также гравюра академика Серякова, где статуя князя поставлена на круглый пьедестал, к которому ведет круговая лестница, прорезанная по углам постаментами для аллегорических фигур. На ней видны две фигуры: слева — опирающийся на меч и щит Марс и справа — сидящий на дельфине Нептун с трезубцем в руках — символы войска и флота. С другой стороны предполагались соответственно фигуры Аполлона и Геркулеса (разрабатывался вариант и пятифигурного основания).
Предстоящая работа была оценена в 170 тысяч рублей. Сумма весьма значительная по сравнению, например, с затратами на памятник Ришелье, который Мартос согласился делать за 40 тысяч рублей. Деньги собирали два года, но их оказалось недостаточно для исполнения фигур вокруг постамента, поэтому Мартос решил ограничиться только фигурой Потемкина.
Работа над большой моделью началась в конце 1828 — начале 1829 года. В послании А. Н. Оленину от 16 декабря 1828 года Мартос просит временного увольнения от присутствия на заседаниях правления Академии художеств в связи с двумя большими и срочными заказами — на памятники Александру I и Потемкину-Таврическому. А через три месяца в письме племяннику сообщает: «В одно и то лее время я делаю и статую князя Григория Александровича Потемкина-Таврического. Сия статуя колоссальнее статуи государя; кроме того, она и затейлевее, ибо состоит из пяти фигур; но теперь делается одна статуя князя, на которую уже собраны по подпискам деньги. Сей памятник подставится в Херсоне. Эстампы его я отдал все графу Михаилу Семеновичу Воронцову (…), он раздает (…) всем желающим его иметь». К осени 1830 года модель была окончена, о чем упоминалось в «Отчете» Академии, «читанном в торжественном заседании оной 12 октября 1830 года».
Отлитая известным литейщиком В. П. Екимовым в 1831 году, статуя Потемкина в целом была близка к терракотовому эскизу и гравированным проектам. Частичные коррективы внесены лишь в снаряжение: античный шлем заменен на средневековый, плащ не прикрывает грудь, а наброшен на левое плечо, напоминая мантию, шарф, который был завязан на поясе, теперь перекинут через правое плечо, воинские латы покрылись орнаментом, несколько иную форму приобрели нагрудные щитки. В этом конечном варианте статуя запечатлена в альбоме гравюр К. Я. Афанасьева.
В Херсоне памятник должны были поставить на заросшем пустыре перед улицей, спускающейся к Днепру. Сохранилось письмо Мартоса к херсонскому губернатору Я. Ф. Ганскау, в котором скульптор говорит, что «…помнящие Потемкина находили большое сходство. Мне не приходится хвалиться, но по-моему статуе не место на площади, а в комнате». Все же в конце 1836 года, в 45-летнюю годовщину погребения Потемкина в Екатерининском соборе, памятник занял свое место. Автором нового массивного гранитного пьедестала стал итальянский архитектор Франц Карлович Боффо, в 1820-1830-х годах много работавший в Одессе и выполнивший пьедестал к памятнику Ришелье. С 1838 года вокруг памятника стали появляться насаждения из акаций, а после 1840 года был разведен бульвар Потемкинский и обнесен оградою. В 60-х годах XIX века бульвар был геометрически распланирован и памятник стал центром его осевых аллей.
Описание памятника Г. А. Потемкину, составленное в 1863 году.
Памятник построен из Вознесенского серо-красноватого гранита. Основанием служат 4 ступени, каждая в 5 1/2 вершков вышины, на которые упирается цоколь с пьедесталом вышиною 3 аршина и 11 вершков (3,60 м). На пьедестал поставлена, отлитая в Академии художеств бронзовая статуя князя Потемкина-Таврического, в латах, с открытою головою, — у ног его шлем, в правой руке фельдмаршальский жезл, а левой упирается на меч. Статуя высотою 4 аршина и 1 1/4 вершка (2,90 м), весь же памятник вышиною 9 аршин и 2 1/4 вершка (6,50 м).
На поверхности пьедестала 4 медные доски с надписями:
С северной стороны: «Князю Потемкину-Таврическому Новороссийский край»;
С западной: «Памятник сей воздвигнут в царствование Государя Императора Николая Первого. При Новороссийском и Бессарабском генерал-губернаторе графе Воронцове и при Херсонском гражданском губернаторе действительном статском советнике Ганскау в 1836 году»;
С южной: Герб князя Потемкина-Таврического (такой же украшает надгробие в Екатерининском соборе);
С восточной: «Regnanie Nicolaoprimo \\ Omnium Russiarum Imperatore \\ Et avtocratore Michaelo Comite \\ Vorontsov Supremo Novae \\ Russiae atque Bessarabiae \\ Gubernatore, Jacobo Hanscau \\ Chersonensisprovinciae || Gubernatore \\ Principi Gregorio \\ Potemcin Tavriczesciy \\ NovaRussiagrata \\ НосMonumentumanno \\ MDCCCXXXVI \\ erexit». Вокруг памятника поставлено 12 чугунных тумб, соединенных железными цепями.
После революции 1917 года памятник Потемкину был закрыт брезентом и стоял, окрещенный жителями метким названием «херсонское привидение». 27 апреля 1921 года памятник был снят с постамента и перенесен во двор Херсонского историко-археологического музея, а в начале 1944 года исчез вместе с отступающими немецко-фашистскими войсками. Место Потемкина на пьедестале с 1922 года занял бюст Карла Маркса с венком на груди, а с 1958 года — его скульптура. Ныне постамент пустует в ожидании очередной «значительной» для Херсона личности.
Херсонская губернская земская управа
В 1828 году в доме на этом месте открылось училище для детей канцелярских служителей. Училище призвано было воспитывать кадры государственных служащих в связи с открытием в Херсоне губернских учреждений. Программа училища была подобна программе гимназии; кроме общих предметов преподавалось русское законоведение. Училище находилось в ведении Приказа общественного призрения, позднее — Министерства Внутренних Дел. Воспитанники училища по окончании курса определялись чиновниками в гражданскую службу тех Новороссийских губерний, на счет которых обучались.
В 1860-х годах в здании училища разместилось губернское земское собрание. Уездные учреждения были созданы в 1865 году на основании «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 года, вследствие отмены крепостного права. Согласно положению, губернские и уездные земские собрания являлись распорядительными органами, а земства и земские управы исполнительными. Выборы в земские собрания проводились на основе высокого имущественного ценза и куриальной системы. Головой собрания избирался для губернии губернский предводитель дворянства, для уезда уездный. Занимались строительством, ремонтом школ и больниц, наблюдали за развитием кустарной промышленности и состоянием грунтовых дорог. В 1895 году была проведена перестройка этого здания в связи с перенесением из него Окружного суда, а в 1920 году по декрету Всеукраинского революционного комитета (от 22 января 1920 года) здесь открылся Дворец труда. С 1936 по 1941 годы в здании находилась Херсонская авиашкола.
В настоящее время здесь расположены женская консультация №1 родильного дома Суворовского района и медицинский центр планирования семьи, сексологии и репродукции человека (ул. Гоголя, 1).
(из книги «Улицами старого Херсона», авторы В.Б. Пиворович, С.А. Дяченко)