Двойная жизнь художника
Плеяда художников, выходцев из Херсонщины, которые получили фундаментальную академическую школу живописи еще в царской России, не так уж и велика. Их можно пересчитать по пальцам. Прежде всего, это Н. Л. Скадовский (инициатор создания «Товарищества южнорусских художников»), А. А. Шовкуненко, Г. В. Курнаков, М. И. Жук. И лишь об одном, чьи работы, не считая частных коллекций, экспонируются в художественных музеях Москвы, Харькова, Киева, Херсона, практически ничего не известно.
Иван Николаевич Шульга родился 31 октября 1889 года в селе Михайловка (нынешнего Скадовского района). Вскоре семья переехала в местечко Скадовск. Здесь прошли его детство и отрочество. В его памяти об этом городе навсегда остались освещенная закатом солнца морская гавань, песчаные отмели и пляжи с лодками на берегу. Потребность передать окружающий мир в виде рисунков появилась у Шульги, когда он еще учился в Скадовской народной школе. Семья жила бедно, и Иван подрабатывал в местном трактире, расписывая подносы, пивные кружки, тарелки, деревянные ложки. Получалось у него не только красиво, а еще необычно, нетрадиционно. Способности к живописи были замечены скадовской интеллигенцией. В пользу Шульги был дан благотворительный концерт. На полученные деньги 16-летний парень Иван едет поступать в Одесское художественное училище. С педагогами ему крупно повезло. В азы классической живописи Шульгу посвящали К. К. Костанди, Г. А. Ладышенский, Д. К. Крайнев. Учеба Ивану давалась легко. Он часто получал денежные поощрения и другие награды. Отлично закончив училище в 1911 году, Шульга был рекомендован для поступления в Петербургскую Академию художеств без сдачи испытательных экзаменов. Именно здесь, в мастерских таких мэтров кисти, как И. И. Творожников и В. Е. Савинский, Иван обогатился знанием профессиональных основ живописи и рисунка. Здесь он пробует свои силы в создании тематических композиций: «Свадьба» (1913 год), «Встреча» (1915 год).
Завершив учебу в Академии (в 1917 году), Иван Шульга возвращается на родину — в Скадовск. Октябрьский переворот, гражданская война, строительство нового государства — все это перевернуло творческие планы Шульги. Нелегко было молодому художнику, воспитанному на классической школе живописи, перестраиваться на социалистический реализм. Вот и вел Шульга двойную творческую жизнь. Ради куска хлеба днем он расписывал штандарты и знамена для одной из частей Красной Армии, которая формировалась в Херсоне (с 1918 по 1922 годы Шульга жил в Херсоне), выполнял заказ губкома партии по созданию портрета Ленина, а вечерами до полуночи писал для души. Чего стоит небольшая пастель «Перед домом»: скромный малороссийский домик и уютный дворик, окутанные херсонским летним зноем, будто тают в полуденном мареве. Двойственность в творчестве сопровождала его до конца жизни. В своих желаниях как художник он тяготел к портрету и бытовому жанру. А надо было писать картины, которые на все сто процентов не украсили бы частную коллекцию: «Бетонный завод» (1932 год), «На Днепрогэсе» (1930 год), «Г. И. Петровский у колхозников» (1931 год), «Завод им. Г. И. Петровского в Днепропетровске» (1935 год)… Да и вся эта индустриализация страны Советов порой хранится в запасниках музеев. И нельзя сегодня по достоинству оценить работы Шульги, поскольку «разбрелись» они по разным городам и осели в частных коллекциях. Это и «Проводы рекрутов» (1911 год), и «Цыганка» (1916 год), и «Пастушки» (1917 год), и «Вечереет» (1919 год), и много, много других.
В 1922 году Иван Николаевич переезжает в Харьков — город, который станет для него единственным до конца жизни. Очарованный его архитектурой Шульга создает городские пейзажи: «Центральный почтамт» (1933 год), «Бывший Южный вокзал» (1933 год) и многие другие. Когда их скопилось около двадцати видов, Шульга на их основе издал серию открыток с видами Харькова.
В годы Второй мировой войны художник с семьей эвакуировался в Уфу. К этому периоду его творчества принадлежит портрет академика А. А. Богомольца, выполненный в строгой классической манере. В эвакуации рождается замысел картины «Переяславская Рада», написанной в 1944 году.
В 1950-е годы Шульга будто заново пересмотрел свое отношение к жизни, искусству. Его новые работы «Коктебель», «На рейде. Ялта», «В парке. Осень», «Море» приобретают все чаще камерный характер. Красоту и полноту мира художник пытается передать через букет цветов или уголок осеннего парка.
Последние годы жизни Иван Николаевич отдал преподаванию в Харьковском художественном институте, сочетая его с работой у мольберта.