Роль церквей в развитии города
В середине 1860-х годов более или менее успешно развивавшемуся Херсону все же многого не доставало. Так, город не имел достаточного количества элементарных школ, общественной Женской гимназии, хороших путей сообщения, в том числе, как тогда выражались, «шоссированной» дороги на Николаев, что мешало расти его экономическому потенциалу.
В то же время в Херсоне — в его центральной части — имелось достаточно свободной земли, и эта проблема являлась одной из главных для местных властей. Они охотно отдавали пустыри тем, кто могли упорядочить их, окультурить, произвести там строительство, насаждения, установить ограду — одним словом, сделать все то, что из-за вечной нехватки средств в казне было не под силу власти. Яркий пример тому — удовлетворение Городской Управой прошения жителей Херсона римско-католического вероисповедания об «уступке в пользование Римско-католической церкви всей Католической площади с тем, чтобы оная оставалась в пользовании церкви дотоле, пока будет существовать церковь, и с обязательством оградить площадь приличною оградою и засадить деревьями».
Необходимость расширить территорию Католической церкви, появившейся в городе в конце XVIII века, возникла в результате увеличения числа прихожан. Поэтому ее администрация и «приступила к расширению таковой». Прихожане просили Городскую Управу «присоединить остальную часть площади и обнести ее оградою, так как во время больших праздников, при скоплении народа, многим прихожанам, в особенности во время различных процессий, приходится — за неимением места в ограде — помещаться на улице».
Аргументируя свое прошение, прихожане ссылались на то, что «пустопорожняя часть площади находится в фактическом владении самой церкви в продолжение целого столетия», а также, что «по плану и по форме сама площадь никоим образом никогда под устройство каких-либо построек не назначалась, а следовательно — для города и бесполезна».
Любопытен еще один аргумент верующих, который и сегодня звучит весьма актуально: «С отводом всей остальной части площади администрация церкви и просители, по мере средств, примут все зависящие от них меры к обнесению ее оградой и к правильному разведению на всей площади растительности, осуществление которой крайне желательно не только в интересах церкви, но даже для жителей этой местности в гигиеническом отношении, в особенности для благоустройства самого города».
Разумеется, Городская Управа, сама стремившаяся к скорейшему обустройству всей территории Херсона, не могла отказать прихожанам Католической церкви и поручила городскому землемеру Малыгину провести предварительную беседу с настоятелем церкви, а затем «составить план на просимую к прирезке площадь, с показанием на оном соседних улиц и кварталов, с тем, чтобы за отводом для костела площади, без уменьшения прилегающих улиц, осталось еще достаточно места».
Как видно, городские власти, желая решить проблему пустующей земли, не ущемляли при этом права и интересы жителей Херсона, следили за соблюдением правил отвода участков, чтобы от этого не страдали прилегающие к ним улицы. И потому до настоящего времени планировка и застройка Старого Херсона так мила нашему сердцу. Она делалась со знанием, со вкусом, с мерой, с душой, с учетом перспективы развития города. Власти поощряли любые положительные инициативы херсонцев и были готовы, образно говоря, поклониться до самой земли каждому, кто своим трудом делал для города добро.