Северо-Крымскому каналу – 60 лет
Для справки. Северо-Крымский канал имени комсомола Украины… Выходит из Каховского водохранилища и через Перекопский перешеек доходит до Керчи. Протяжённость – 402,6 км. (БСЭ, 1969–1978 гг.)
Судьбоносное постановление
В постановлении говорилось: «Осуществить строительство оросительной системы для орошения 1,5 миллиона гектаров и обводнения сверх этого 1 миллиона 700 тысяч гектаров земель… Создать новую гидроэнергетическую базу на реке Днепре для снабжения электроэнергией сельского хозяйства и промышленности». Для осуществления этих целей Совет министров СССР объявил о создании новой строительной организации «Укрводстрой». «Назначить начальником строительства т. Бочкина А. Е. и главным инженером строительства т. Симакова В. Н.».
Этим же постановлением Совет министров обязал Министерство лесного хозяйства, Министерство сельского хозяйства и Министерство совхозов СССР разработать и представить проекты по созданию защитных лесных насаждений в южных степных районах Украины. То есть благодаря одному из этих осуществленных в дальнейшем проектов Херсонщина получила хвойные лесные массивы на левобережье – в районе Цюрупинска, Голой Пристани, Збурьевки и так далее. Те массивы, которые в наше время так безжалостно уничтожают ежегодные пожары.
1 декабря 1950 года начались геодезические работы на будущей трассе Северо-Крымского канала. В 1956-м был утверждён проект строительства первой очереди водной артерии. В 1961 году вышло Постановление ЦК КП Украины и Совета министров УССР о начале строительства канала.
Уже в марте того же года специальное саперное подразделение начало очистку запроектированной территории от взрывоопасных предметов, которых в этих местах, где шли жестокие бои, оказалось много. Глубоко под землей нашли и обезвредили сотни тонн неразорвавшихся авиабомб, тысячи артиллерийских снарядов и мин. Следом за саперами шли археологи, которые исследовали попавшие в зону строительства древние могилы и поселения давно минувших веков. И уж потом начинали работу землеройная техника и строители.
О далеких событиях – из первых уст
Рассказывает бывший техник-фотограф «Укрводстроя» Александр Анищенко:
Спустя 2,5 года после начала строительных работ, 17 октября 1963 года, состоялось торжественное событие: днепровская вода пошла в степной Крым. На границе Херсонской и Крымской областей, в том месте, где Северо-Крымский канал прорезал знаменитое фортификационное сооружение Турецкий вал, при многотысячном стечении народа состоялись праздничные торжества. Путь воде в уже построенной и принятой госкомиссией, но еще «сухой» крымской части канала преграждала высокая земляная дамба. Накануне дня открытия канала саперы заложили в дамбу мощный заряд взрывчатки. Ждали высоких гостей и соответствующего приказа. Часов в 11–12 в сопровождении свиты и в окружении руководителей Крыма, а также представителей южных областей Украины появился 1-й секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв.- К тому времени, когда началось строительство крупнейшей в Европе водной артерии для снабжения Крыма днепровской водой, Таврия и степной Крым представляли собой довольно неприглядную картину: выжженные солнцем унылые степи и крымское предгорье, испещренные сетью грунтовых дорог, пыльных летом и практически непроходимых зимой, редкие и неухоженные населенные пункты, в которых, казалось, и жизнь, и время давно остановились. Помню, еще в начале 1960-х годов родственники сообщали в письмах из Крыма о том, как тяжело и голодно было здесь жить. Только благодаря строительству канала в этих местах начались серьезные изменения. Одновременно с сооружением водной магистрали строили добротное и современное по тем временам асфальтированное шоссе, связавшее южные области страны с Крымом. Вдоль шоссе протянули линии электропередач, тем самым обеспечив электроэнергией самые глухие и забытые крымские поселения. Строительство канала было одной из грандиознейших строек послевоенного периода. На его сооружении работали десятки тысяч людей и тысячи единиц техники, которой, впрочем, всегда не хватало. На трассе канала можно было встретить и гужевой транспорт, и списанные, переделанные народными умельцами танки Т-34, над которыми вместо пушечного ствола возвышались стрелы кранов-подъемников. Кстати, работы по сооружению одной из ветвей Северо-Крымского канала начинали еще до Великой Отечественной войны. Уже провели частичную выборку земли, а тут – война. Продолжили работу лишь через 15–16 лет.
Я, совмещавший свою должность с должностью фотографа газеты «Укрводбудовець», протиснулся в первые ряды встречавших. Самое интересное – рядом с лидером Компартии не было видно ни охраны, ни телохранителей. Никто мной не интересовался и документы не проверял. Лишь когда я попытался подобраться к Хрущёву еще ближе, кто-то из его свиты сделал мне предостерегающий знак рукой. (Конечно, и охрана, и телохранители при Никите Сергеевиче были, вот только, по свидетельствам историков, 1-й секретарь ЦК до ярости не терпел подобного эскорта, что крайне затрудняло его должную охрану. – Прим. ред.) Небольшого роста, плотненький, в своем неизменном светлом костюме и пальто, легко взбежал он на украшенный флагами и транспарантами помост с надписью «Вітаємо тебе, Дніпро, на землі Кримській!» – «Ну и чего меня сюда пригласили? – обратился он к многотысячной толпе внизу. – Говорят, воду будут пускать? Ну-ну, посмотрим, как она побежит…»
После соответствующей команды раздался мощный взрыв, содрогнувший землю и поднявший вверх тонны земли. В новое русло на территорию Крыма хлынул мощный поток днепровской воды. В то же мгновение над каналом раздалось многотысячное «ура».
Правда, не обошлось без курьезов. На сухом еще дне канала против трибуны с высокими гостями был установлен спасательный круг с красным флагом. По замыслу устроителей торжеств, хлынувшая в канал вода должна была подхватить его и понести красное полотнище на территорию Крыма. Однако уже после взрыва, когда поток воды хлынул в подготовленное русло, с противоположного берега канала сорвалась стайка мальчишек, которые в одно мгновение схватили круг с флагом и утащили на «свой» берег. Спустя секунду бурлящий поток воды разделил оба берега, сделав невозможной погоню за сорванцами. Инцидент был встречен громким смехом присутствовавших. Смеялись и Хрущёв, и окружавшая его свита. После пуска воды состоялся митинг, на котором много говорили о значении новой водной артерии в развитии этого засушливого региона. Потом, попрощавшись, Никита Сергеевич укатил в Крым…
До строительства шоссейной дороги снабжение продуктами питания этих мест было крайне скудное. А тут на месте исторического события установили буфет, где можно было прикупить пряников, конфет и прочих сластей. Конечно, выстояв «километровую» очередь. Одним из моих удачных снимков оказался портрет колоритного старика, склонившегося над водами канала. В руках он держал скрученный из бумаги фунтик с пряниками. Выражение восхищения на его лице было явно адресовано купленным сладостям. Редактору снимок очень понравился, и в следующем номере газеты появилось фото, над которым основательно потрудились ретушеры. Теперь кулька в руках старика не было, а сам он как бы зачерпывал горстями воду и восхищался мощью социалистического строительства. Ну и подпись соответствующая: «Наконец-то в Крым пришла днепровская вода!»
Цифры и факты впечатляют
Строительство канала завершилось в 1975 году. В зоне канала было создано 7 оросительных систем: Красноперекопская, Джанкойская, Советская, Раздольненская, Красногвардейская, Нижнегорская и Ленинская. Ширина основной магистрали Северо-Крымского канала местами достигает 150 метров, глубина – 7–8 метров. Общая длина внутрихозяйственных сетей, «питающихся» его водой, – более 5 тысяч километров. От Каховки до первой насосной станции, расположенной под Джанкоем, днепровская вода бежит самотеком. На этом 200-километровом отрезке водного пути ложе канала имеет понижение в 20 сантиметров на каждую тысячу метров. Первая джанкойская насосная станция поднимает воду на высоту более 9 метров. Шесть имеющихся насосов способны перекачивать до 12,5 тонны воды в секунду каждый!
В момент строительства насосной в 1968 году это была единственная насосная подобной мощности в Европе. Последующие насосные станции, расположенные каскадом на протяжении канала, поднимают днепровскую воду в общей сложности на высоту более чем 140 метров. Отдельные участки Северо-Крымского канала проходят под землей. Так, под крымским селом Фронтовое пролегает подземная магистраль канала длиной около 700 метров. В месте пересечения с рекой Салгир подземный водовод (дюкер) проложен на 10-метровой глубине ниже дна реки и имеет протяженность 1800 метров.
В некоторых местах водной трассы вода преодолевает рельефные впадины местности с помощью акведуков высотой от 4 до 7 метров. Канал приносит на земли Крыма около 2 миллиардов кубометров днепровской воды в год.
В память о былых военных сражениях и третьем мирном – по возведению беспрецедентного гидросооружения – в Красноперекопске воздвигнут монумент «Три штурма Перекопа». На нём – даты трех исторических событий: «1920», «1944»