Кинбурнский полуостров: что останется потомкам?
До недавнего времени, пожалуй, самым живописным, экологически чистым местом с сохранившейся практически первозданной природой, растительным и животным миром был район Кинбурнского полуострова, лежащий на границе Херсонской и Николаевской областей. Ныне же эти широко разрекламированные места, привлекающие туристов пустынными и чистыми дикими пляжами, прозрачной морской водой, постепенно теряют свой «первобытный» статус. Похоже, в недалёком будущем они станут самыми заурядными зонами отдыха типа Лазурного, Скадовска и Железного Порта со своими порядками. А вернее, беспорядками, когда во главу угла ставится лишь возможность получения прибыли при полном игнорировании сохранения подобных уникальных оазисов и в ущерб окружающей природе
В прочем, посягательства на эти чудные места были ещё в прежние, советские времена, и только случайность, именуемая «перестройкой», и развал Советского Союза послужили их сохранению.
Началось всё с интенсивного послевоенного развития сельского хозяйства в зоне рискованного земледелия, то есть в жарких степях юга Украины, где иной раз объём осадков просто не дотягивал до нормы, необходимой для удовлетворительного развития растений. В 1951 году был зафиксирован самый засушливый период на Херсонщине, который продлился… 187 дней. Более чем полгода без дождя!
Единственным выходом на нашем юге могло стать только орошаемое земледелие, интенсивность развития которого выпала на 1950–70-е годы. Уже в 1953 году в непосредственной близости от Херсона вступил в строй Камышанский оросительный комплекс, позволивший в значительной мере увеличить снабжение города овощной продукцией.
В том же году в Херсонской области на Левобережье Днепра началось сооружение Краснознаменской оросительной системы. А вскоре широким потоком по Северо- Крымскому каналу днепровская вода хлынула и в Крым.
Конечно, поливное земледелие стало спасением для засушливого региона. Вот только возникла иная, не менее важная проблема – воды Днепра в низовьях стало катастрофически не хватать, вследствие чего значительно увеличилась концентрация морской соли в Днепро-Бугском лимане. Это, в свою очередь, повлияло на изменение всей экосистемы низовий. Однако советским учёным уже не в новинку было покорять и поворачивать вспять реки.
В начале 1970-х был объявлен конкурс, направленный на решение этой проблемы. А в 1973 году «Надднепрянская правда» радостно сообщала: «Особливо приємно буде дізнатися трудящим орденоносної Херсонщини, що першим у списку лауреатів конкурсу стоїть авторський колектив кафедри організації, технології та механізації робіт нашого сільськогосподарського інституту імені О. Д. Цюрупи, “Проектне рішення Очаківського морезагородного гідровузла”, яке дістало одностайне схвалення журі…».
По замыслам учёных и инженеров, днепровскую воду в лимане предполагалось запереть огромной мощной дамбой длиной 9590 метров, которая должна была протянуться от Очакова до Кинбурнской косы. Таким образом преградился бы солёным морским водам доступ к низовьям Днепра и Буга. Этот проект предусматривал превышение уровня пресной воды в лимане на 25–35 см выше уровня моря. На расстоянии 4,5 км от очаковского берега собирались строить однокамерный судоходный шлюз шириной 60 и длиной 300 метров. Как сообщала читателям «Надднепрянка», благодаря этому грандиозному проекту, требовавшему миллиардных финансовых вложений, «…санітарний скид із Каховського водосховища буде вп’ятеро меншим нінишнього й становитиме лише 100 кубометрів за секунду. 400 кубометрів дніпровської води, які зараз щосекунди фактично викидаються в море, використовуватимуться за прямим призначенням – для потреб промисловості й зрошення…»
Кроме того, из опреснённого лимана планировалось дополнительно ежегодно брать более 8 миллиардов кубометров воды, которая частично шла бы на орошение земель. Другая же часть должна была мощными насосами вновь перекачиваться в Каховское водохранилище.
А ещё комплексным планом было предусмотрено строительство канала Дунай – Днепр: «Решено соединить эту реку 270‑километровым каналом с Дунаем. Дунайские волны вольются в Днепр в районе Очакова. Это позволит развить ирригацию в Украине и Молдавии. Только в южных районах Украинской ССР гидроресурсы Дуная помогут напоить около 4 миллионов гектаров пашни, садов, виноградников. Получат дополнительную влагу и поля в низовьях Днестра».
Вместо того, чтобы внедрять в сельское хозяйство новые прогрессивные методы полива и уменьшать бессмысленные потери воды, как это делали в других странах, в СССР в очередной раз попытались поразить весь мир новой стройкой века стоимостью в 300 миллиардов рублей!
Однако и это ещё было не всё: по плотине планировалось проложить автотрассу, соединившую бы Очаков с Кинбурнской косой и далее, через Покровку, Васильевку, Геройское, Рыбальче, Забарино, Старую Збурьевку, с Голой Пристанью. С осуществлением этих планов, а главное – с постройкой новой трассы, протянувшейся по заповедным местам Кинбурнского полуострова, уже нечего было бы и думать о сохранении уникальной природы. Правда, стоит отдать должное, именно в начале 1980-х часть природно-ландшафтных угодий была объявлена заповедной зоной. И всё же «объявить» – это ещё не значит «сохранить».
Грандиозное преобразование природы, не подтверждённое скрупулёзными научными исследованиями, снова грозило обернуться экологической катастрофой. Причём, по мнению современных экологов, катастрофой глобального для страны масштаба. Подтверждение этому увидели уже в самом начале строительства, к которому приступили в 1982 году. Впрочем, несмотря на это, возведение комплекса не прекратили.
Экологи и учёные, активно выступавшие против осуществления проекта, не были услышаны даже в период горбачёвского «консенсуса». И только грянувшая перестройка и последовавший за ней экономический хаос смогли остановить это строительство. А освоенные строителями десятки миллионов рублей оказались в очередной раз выброшенными на ветер…