Кто сумеет подковать блоху?
Прошедшая трудовая неделя была отмечена весьма интересной исторической находкой. Под демонтируемым в центре города зданием бывшего кинотеатра «Украина» был обнаружен фундамент некогда стоявшей на этом месте городской электростанции
Строители явно не ожидали подобного сюрприза, серьезно усложняющего их работу. Теперь придется немало времени потратить на подготовку строительной площадки и разборку старинного фундамента. Впрочем, главная сложность работ заключается в первую очередь в демонтаже массивных оснований для электродвигателей, которые обнаружили под северной стеной бывшего кинотеатра. Каждая подобная опора – это огромный монолит с не менее внушительным анкерным креплением, уходящим вглубь земли на пять метров! Причем, как оказалось, перед таким монстром современные отбойные молотки просто бессильны. Да и призванная на помощь техника справляется со старинной конструкцией с огромным трудом.
ЭНЕРГО-СИЛОВАЯ ЭПОПЕЯ
Прежде чем в сонном Херсоне, каким он был сто лет назад, появилась городская электростанция, благому начинанию пришлось пройти через горнило различных испытаний. Главная проблема касалась отсутствия в городской казне достаточных средств. Единственным верным решением в сложившейся ситуации было обратиться за помощью к концессионерам. Соискателей, жаждавших взяться за дело, оказалось достаточно много. Но мы, пожалуй, отметим лишь нескольких самых интересных. В начале 1898 года киевский купец первой гильдии Макс Бродский обратился в Херсонскую городскую управу с проектом, предусматривавшим ввод в эксплуатацию городской электростанции и линии электрического трамвая, которые обещал построить в течение года. План его подразумевал не менее 6 верст протяженности трамвайных путей. Плата за проезд – 5 копеек, по льготному тарифу – 3. Вагоны по маршруту должы были следовать с интервалом в 10 минут.
Кроме постройки электростанции предприниматель обязался установить в городе 120 электрических фонарей, за эксплуатацию которых планировал взимать с города 100 рублей в год. Стоимость электроэнергии для населения вычисляли из расчета 3 с четвертью копейки за 100 киловатт/час. Но хотя предложение было, в сущности, приемлемым, в проекте контракта присутствовал один пунктик, не понравившийся Херсонской городской управе: «… в случае заключения соглашения за Бродским признается право пятидесятилетней эксплуатации электросиловых объектов». Из-за этого пункта Бродскому и отказали. Немного позже в городскую Думу был представлен проект ведущей петербургской электрофирмы «Сименс и Гальске», которая предлагала строительство электростанции, устройство городского освещения и семиверстного маршрута трамвая с четырнадцатью двигательными вагонами.
В отличие от киевского купца, фирма готова была после приемных испытаний передать городу энергосиловые объекты «всего» за 321165 рублей… Но откуда у бедного Херсона такие деньги? Потом был достаточно выгодный проект от Бельгийского анонимного общества электрической тяги и электрического освещения. Бельгийцы согласны были взимать с потребителей электроэнергии на целую копейку меньше, чем «Сименс и Гальске», и передать городу возведенные ими объекты всего лишь через 37 лет со дня ввода в эксплуатацию. Наконец, уже в 1900 году городская управа, с такой тщательностью искавшая претендентов, сделала свой выбор. Концессию отдали очередному бельгийцу, родственнику одного из членов управы, инженеру Максимилиану Рындзюнскому, который, оставив в залог 15 тысяч рублей, исчез из Херсона навсегда. Длительная переписка с его поверенным не сдвинула дело с мертвой точки ни на вершок. Только в 1903 году, когда истек срок неосуществленного договора с Рындзюнским, Дума смогла вновь обратиться к соискателям концессии. В этот период в городе начинают появляться первые стационарные электрические биоскопы – прототипы современных кинотеатров, каждый из которых имел свою индивидуальную энергосиловую установку. Биоскопы впервые познакомили херсонцев не только с кино, но и с электричеством, явив им сразу два чуда в одном. Однако, несмотря на намечавшийся прогресс, освещение в Херсоне еще долго оставалось «керосинно-калильным».
«ДА БУДЕТ СВЕТ!»
Херсонская мечта стала реальностью, когда в городе нашелся человек, который сумел сдвинуть с мертвой точки так неудачно стартовавшее предприятие. Этим человеком был гласный городской Думы, помещик-меценат Петр Иванович Соколов. Летом 1907 года после более чем десятка лет бесплодных попыток основания в городе собственной электростанции он предложил городу долгосрочный заем в 250 тысяч рублей. Причем средства, поступавшие в счет погашения займа, должны были направляться в фонд благотворительных обществ, чтобы служить на благо нуждавшимся горожанам. Сам же заимодавец не имел от сделки ни малейшей выгоды. Пожалуй, нелишне будет вспомнить, что бывший Почетный гражданин Херсона, неутомимый альтруист Соколов, лишившийся всего после Октябрьской революции, умер всеми забытый в полной нищете. На августовском заседании в 1907 году городская Дума приняла предложение Петра Ивановича.
Для строительства электростанции выбрали место на Канатной площади. Тогда это была почти окраина Херсона. Освящение участка и закладка фундамента будущей станции состоялись 28 мая 1908 года. Осенью того же года были готовы мощные основания для дизелей, те, с которыми ныне у строителей столько проблем. Немного позже фирма «Нобель» установила первый двигатель, а уже 15 декабря были выработаны первые киловатты электроэнергии. К началу 1910 года в городе насчитывалось 650 абонентов электростанции. Очень скоро установка, рассчитанная на 6400 ламп накаливания в 16 свечей, обслуживала 9000, то есть работала на пределе своих возможностей. Уже в первые годы эксплуатации ее мощности катастофически не хватало. Херсонские газеты того периода сообщали, что городская управа вновь обратилась к фирме «Нобель» с целью приобретения и установки более мощных источников энергии. Модернизированная электростанция снабжала город электричеством вплоть до начала Гражданской войны.
ОТ СТАНЦИИ – К КИНОТЕАТРУ
Послереволюционный хаос и Гражданская война полностью разрушили систему электроснабжения города. Имущество электростанции было расхищено, оборудование выведено из строя. Лишь в конце 1923 года начались восстановительные работы. В 1924 году реконструированная электростанция дала первую энергию городским учреждениям. В октябре того же года количество абонентов станции достигло 2300 человек. Дизельная электростанция в Херсоне работала до середины 30-х годов, затем была остановлена и законсервирована, так как в строй вступила более мощная паротурбинная электростанция, построенная на берегу Днепра (ныне территория, занимаемая полиграффабрикой, проспект Ушакова, 1). Великая Отечественная война вновь оставила Херсон без электроэнергии. Часть предприятий города были эвакуированы на Восток. Всё, что не смогли вывезти, испортили или уничтожили. Так что гитлеровцам, оккупировавшим Херсон, достались лишь нерабочее железо да опустевшие здания. Фашисты частично восстановили систему электроснабжения города. Конечно, не ради блага местного населения – электричество требовалось для собственных нужд. Когда же пришло им время оставить Херсон, в числе уничтоженных зданий и предприятий оказалось и здание электростанции.
После освобождения города в 1944 году начались восстановительные работы, не затронувшие, впрочем, остатков электростанции. В первую очередь была частично восстановлена паротурбинная станция. Немного позже, уже после окончания войны, помощь в снабжении городских предприятий электроэнергией оказывал энергопоезд, снабженный двумя паровыми котлами и турбогенератором мощностью 3000 кВт. Интенсивное послевоенное строительсво полностью обновило разрушенный войной город. Восстанавливали и строили дома, появлялись новые предприятия. Вчерашняя окраина города постепенно становилась его центром. В конце 1950-х годов началась интенсивная застройка территории бывшей Канатной площади и площади Свободы. Весной 1960 года состоялось торжественное открытие первого в городе широкоэкранного кинотеатра «Украина», построенного на месте разрушенной городской дизель-электростанции. Кинотеатр имел два зала общей вместимостью в 850 зрительских мест. Первым фильмом, который увидели херсонцы в день открытия, стал патриотический фильм о Гражданской войне «Кочубей».
Ныне работы по демонтажу здания продолжаются. В процессе строители находят интересные артефакты – отголоски ушедшей эпохи. Были обнаружены образцы кирпича из основания станции с клеймом завода изготовителя или владельца – «ЛФ». На одном из кирпичей более позднего, советского периода сохранилась выцарапанная надпись «Подосенов», возможно, оставленная одним из строителей кинотеатра 53 года тому назад. А еще среди остатков фундамента дизельэлектростанции строители обнаружили старую и изрядно изъеденную временем казацкую шашку.