ПЕШЕХОД и ВЕЛОСИПЕД: великое противостояние
Велосипедисты против пешеходов
В начале прошлого века помимо главной «прогулочной» Суворовской улицы одним из наиболее оживленных мест для прогулок обывателей в вечернее время была Почтовая улица (ныне проспект Ушакова). Две параллельно шедшие широкие аллеи с разросшимися тенистыми акациями и дорожками, посыпанными желтым гравием, удобные деревянные садовые скамьи и звенящая тишина – всё это как нельзя лучше располагало к неспешным прогулкам и размышлениям. Вечерние гуляния проходили здесь чинно и благородно, пока… не появлялись господа велосипедисты.
«Развязность г. г. велосипедистов положительно не знает никаких границ. Забывая, очевидно, умышленно, о полицейском распоряжении не появляться в местах скопления людей, особенно в центральной части города, эти господа, едва только наступит вечер, со свойственной им развязностью выбирают местом для своих упражнений именно центральные пункты города», – сообщала газета «Югъ», пытаясь привлечь внимание к ежевечерним опасным вело- трюкам бесшабашных спортсменов. Негодованию горожан, особенно уже пострадавших от столкновений с двухколесным конем, просто не было предела. А тут еще к велосипедистам-мужчинам присоединились велосипедистки-женщины. Ибо неутомимый Старлей вновь порадовал мир – теперь уже изобретенным им дамским велосипедом с низкой рамой и защитной сеткой на заднем колесе. Возмущенное этим общество заговорило о безусловном падении нравов. А один из популярных имперских журналов негодующе писал в то время: «Дама на велосипеде нарушает не только установленные правила приличия, но и посягает на благопристойность, совершая акт публичного бесстыдства».
Меж тем количество велосипедов и их поклонников в Херсоне неуклонно росло. Пропорционально с этим росло и число противников этого вида транспорта, которые требовали принять против велосипедистов самые строгие меры. Вот только «безлошадным» городовым оставалось лишь свистеть вслед промчавшемуся нарушителю, ибо задержать гонщиков чаще всего было нереально. Не гоняться же, в самом деле, за ним на своих двоих… Интересно, что на одном из заседаний в Херсонской городской управе вполне серьезно рассматривали вариант привлечения для этой цели… собак. Ведь и ныне каждому велосипедисту известно, как реагируют собаки на мчащегося велосипедиста. Однако после подсчета расходов на собачье содержание, которые, по сути, равнялись окладу младшего полицейского чина, от этой идеи пришлось отказаться. Наконец в преддверии велосезона 1903 года городской управой были выработаны специальные правила и принято обязательное постановление, которым езда по городу на велосипеде разрешалась только тем, кто зарегистрируется и выкупит в горуправе специальный велосипедный номер. Номер крепился сзади к седлу велосипеда и был хорошо виден постовым городовым, которым уже не надо было гоняться за двухколесной машиной. Кроме того, каждый год с 1 по 15 января велосипедисты должны были выкупать в управе жетоны, стоившие целый рубль и дававшие право езды по городу. В новые правила были внесены некоторые дополнения и запрещения, согласно которым запрещались езда по тротуарам, всяческие гонки по улицам, езда без руля, без звонка, без фонаря в ночное время и прочее. Обгоняя пешехода или ехавший экипаж, велосипедист должен был заблаговременно подать звонком сигнал, а потом уже совершать маневр. В местах скопления народа, при встрече с какой-либо церковной церемонией или же при проезде пожарного обоза он должен был остановиться и вести машину в руках. Один из пунктов этих правил гласил: «В случае беспокойства лошадей от появления едущего на велосипеде последний должен остановиться, сойти с велосипеда и по возможности спрятать его от лошадей.
При передаче или продаже велосипеда прежний владелец должен сообщить об этом в управу немедленно».
Также для господ велосипедистов была отведена одна аллея в северной части Александровского парка (бывший парк имени Ленина, с 2014 года – Городской парк), где мужчины и дамы могли кататься вдали от пешей публики. Езда же по другим аллеям парка была категорически запрещена. Впоследствии на этой уединенной аллее любители быстрой езды устраивали городские соревнования, о чём сообщали в местной прессе, и приглашали принять в них участие всех желающих.
«Великое примирение»
Вообще, пожалуй, лишь стараниями энтузиастов и лиц неравнодушных, знавших свое дело, удалось примирить меж собой горожан, велосипедистов и городовых, которые признали наконец за велосипедом право существования на городских улицах. Теперь в местных газетах чаще можно было встретить информацию о том, что местный кружок велосипедистов, которым руководил херсонский спортсмен Курбанов, приглашает совершить однодневную экскурсионную поездку по окрестностям Херсона с посещением Благовещенского монастыря, Касперовки, Софиевки и так далее. Порой маршруты велоэкскурсий были гораздо сложнее и занимали несколько дней, как, скажем, посещение Скадовска или имения Эдуарда Фальц-Фейна Аскания-Нова. Впрочем, уже в начале нового века в России было немало чудаков-велосипедистов, преодолевавших и большие расстояния. Так, 3 мая 1904 года одним из первых посетил Херсон известный путешественник Вильгельм Гейне. Он знаменит тем, что с 29 августа 1903 года объехал на велосипеде 50 городов империи, преодолев при этом 2800 верст. Также, пожалуй, совсем небезынтересно будет узнать читателю, что одной из первых фотографий, появившихся на страницах газеты «Югъ» (до этого технические возможности печати не позволяли), стал групповой портрет херсонского кружка велолюбителей. А вот на сохранившихся в количестве нескольких десятков почтовых открытках начала ХХ века, запечатлевших виды Херсона, велосипедисты напрочь отсутствуют.
Огромную роль в развитии и становлении велотранспорта в Херсоне сыграл местный предприниматель Петр Батенко. Это ему принадлежит идея устройства в Херсоне первого циклодрома (район современной гимназии № 6), на трассе которого проводили велогонки, причем нередко с участием победителей мировых чемпионатов. Частым гостем городских состязаний был чемпион Греции Полидулис и другие не менее известные спринтеры того времени. «В воскресенье, 8, и в понедельник, 9 мая, состоятся гонки при участии победителя 1910 г. в Берлине чемпионов мира Эленгарда, Аренда, Шилина и на международных гонках в Варшаве в 1910 г. выигравшего “гранд приз” у чемпиона Германии Оскара Петера, чемпиона Италии Карапеци, чемпиона Греции Полидулиса, чемпиона Австрии Кудели, чемпиона России Ненели, мирового спринтера П. Ткачика». Здесь же, на циклодроме, проходили смешанные соревнования-гонки велосипедистов с лошадьми и мотоциклетами. Батенко также занимался коммерческой деятельностью, продавая со склада в Херсоне велосипеды и мотоциклеты. В основном это были велосипеды марок «Дукс» (фабрика Меллера в Москве), «Гумбольдт» (Англия), «Некарсульм», «Панцер» (Германия), мотоциклеты «Вандерер». Впоследствии в мастерской предпринимателя стали осуществлять ремонт двухколесной техники: «Починка велосипедов – не такая простая работа, и выполнить ее безукоризненно местными силами не представляется никакой возможности. Ввиду этого я отправил своего брата в Москву на велосипедную фабрику Меллера для изучения правильного ремонта под руководством специалистов. Таким образом, в моей мастерской можно производить ремонт, чего в Херсоне до сих пор никто не мог достичь». К началу второго десятилетия ХХ века в Херсоне было уже несколько велосипедных магазинов-складов. В разных частях города были открыты веломастерские, где не только устраняли велосипедные поломки, но и каждый желающий мог взять велосипед напрокат.