Двухколесный «Быстроног»
«Дама на велосипеде нарушает не только установленные правила приличия, но и посягает на благопристойность, совершая акт публичного бесстыдства», — так каких-то 100 лет тому критиковали газеты женщин, которые решились прокатиться на двухколесном «чуде»
Удивительный XIX век сформировал основные направления движения научно-технического прогресса, открывающего перед человечеством безграничные возможности. Заложил основы развития наземного, воздушного и космического транспорта. Явил миру огромное количество всевозможных новинок и гениальных изобретений.
Одним из таких ярких изобретений стал привычный для всех нас велосипед. Хотя историки усматривают в родословной этой мускульной машины древние, тянущиеся аж в IV век до нашей эры, корни — от военного инженера Посейдониоса, изобревшего «гелеполь» — штурмовую башню с мускульным приводом. Все же свой современный вид велосипед получил в 1885 году, когда благодаря стараниям английского изобретателя Джеймса Старлея появилась первая модель низкого велосипеда «Ровер Сейфти» (безопасный) с двумя одинаковыми колесами и цепным приводом.
Чуть больше десятилетия понадобилось для того, чтобы это двухколесное изобретение появилось и обосновалось в Херсоне. С первых же дней оно привлекло внимание не только горожан, но и нечистых на руку людишек: «Велосипед, украденный из незапертой квартиры г. Израильсона в доме Фельдмана по Ганнибаловской улице (нынче — улица 9 Января. — Прим. авт.) 20 января, найден 21 января».
Cейчас невозможно установить точную дату появления первого велосипеда в нашем городе, но уже к началу нового века количество велосипедов и велосипедистов возросло настолько, что стало раздражать городских обывателей. Полицмейстеру пришлось запретить езду велотранспорта в местах скопления людей, что, впрочем, не помогло. Самые отчаянные умудрялись, миновав полицейские посты, появляться именно там, где им было запрещено, бравируя своей удалью и мастерством быстрой езды, подвергая опасности многочисленных пешеходов. Тут уж «безлошадная» полиция была бессильна. Попробуй, догони!
Вслед за мужчинами эмансипированные женщины стали осваивать новую технику, вызвав ужас и панику среди строгих поборников нравственности. А когда Старлей изобрел женский велосипед с низкой рамой и защитной сеткой на заднем колесе, число велосипедисток стало быстро расти. В Москве к 1897 году их насчитывалось 60, а в Питере — 500!
В 1903 году Херсонская городская управа и полиция, уставшие бороться с наглостью «ездоков», принимают обязательное постановление, согласно которому езда на велосипеде в пределах города разрешалась только лицам, получившим в Горуправе номер. Номер крепили сзади к седлу велосипеда и его видел постовой полицейский, которому уже не надо было гоняться за двухколесной машиной. Кроме того, каждый год, с 1 по 15 января, велосипедисты должны были выкупать в управе жетоны, стоившие 1 рубль, на право езды по городу. Согласно постановлению запрещалась езда по тротуарам, всяческие гонки по улицам, езда без руля, без звонка, без фонаря в ночное время. Обгоняя пешехода или едущий экипаж, велосипедист должен был заблаговременно подать звонком сигнал, а потом уже совершать маневр. В местах скопления народа, при встрече с церковной церемонией или же при переезде пожарного обоза он должен был остановиться и вести машину в руках. Один из пунктов постановления гласил: «В случае беспокойства лошадей от появления едущего на велосипеде, последний должен остановиться, сойти с велосипеда и по возможности спрятать его от лошадей». При передаче или продаже велосипеда, прежний владелец должен сообщить об этом в управу «немедленно».
Для велосипедистов Городская управа отвела одну аллею в северной части Александровского парка (сейчас — парк имени Ленина. — Прим. авт.). Проезд по другим аллеям парка был категорически запрещен. Позже на этой уединенной аллее любители быстрой езды устраивали городские соревнования, о чем сообщали в прессе, приглашая всех желающих.
3 мая 1904 года Херсон посетил известный путешественник Вильгельм Гейне. Он с 29 августа 1903 года объехал на велосипеде 50 российских городов, преодолев при этом 2800 верст.
Местный предприниматель Петр Батенко (ставший «родоначальником» херсонского такси), основал циклодром, на трассе которого проводили велогонки с участием победителей мировых чемпионатов. Частым гостем состязаний был чемпион Греции Полидулис. «В воскресенье 8 и понедельник 9 мая состоятся гонки при участии победителя 1910 года в Берлине, чемпионов мира Эленгарда, Аренда, Шилина и на международных гонках в Варшаве в 1910 году выигравшего «гранд приз» у чемпиона Германии Оскара Петера, чемпиона Италии Карапеци, чемпиона Греции Полидулиса, чемпиона Австрии Кудели, чемпиона России Ненели, мирового спринтера П. Ткачика».
На циклодроме проходили смешанные соревнования велосипедистов с лошадьми и «мотоциклетами». Батенко также занимался продажей велосипедов. Это были велосипеды марок «Дукс» (фабрика Меллера, Москва), «Гумбольт» (Англия), «Некарсульм», «Панцер» (Германия), мотоциклеты «Вандерер». В мастерской предпринимателя ремонтировали двухколесную технику: «Починка велосипедов не такая простая работа, и выполнить ее безукоризненно местными силами не представляется никакой возможности. Ввиду этого я отправил своего брата в Москву на велосипедную фабрику Меллера для изучения правильного ремонта под руководством специалистов. Таким образом, в моей мастерской можно производить ремонт, чего в Херсоне до сих пор никто не мог достичь».
По воскресеньям владельцы велосипедов приглашали совершить однодневный поход по окрестностям Херсона, знакомясь с достопримечательностями и пропагандируя здоровый образ жизни и новый вид транспорта, почитателей которого становилось все больше и больше.