Какова судьба нашего первого танкера “Херсон”?
В последние дни осени 1952 года на новом, построенном уже после Великой Отечественной войны, Херсонском судостроительном заводе царило приподнятое настроение. Еще бы! Близилось к завершению строительство первого в истории завода, да и в истории города, нефтеналивного судна. Танкер-первенец нарекли «Херсоном» в честь города, где он был заложен. Пожалуй, никакими словами не передать того чувства гордости, с которым корабелы относились к своему первенцу.
Однако именно ему предстояло сыграть весьма трагическую роль в трудовой биографии Херсонского судостроительного. Многочисленные информационные источники сообщают, что крупнотоннажное судно «Херсон» дедвейтом (полной грузоподъемностью) свыше 11 тысяч тонн было сдано заказчику 2 декабря 1952 года. Но, судя по всему, заключительные работы на судне продолжались и по выходным, вплоть до трагического дня в конце декабря.
Раннее утро понедельника 29 декабря началось как обычно. Через проходную завода по своим рабочим местам спешили оживленные группы рабочих – страна уже жила ожиданием новогодних праздников. Стрелки часов на заводской проходной отсчитывали первые минуты нового трудового дня, когда привычный фон работающего предприятия нарушил оглушительной силы взрыв. Огромное облако поднялось над покореженным корпусом уже почти готового танкера. Где-то из его глубины раздавались крики, заглушаемые сиренами пожарных машин и «скорой помощи»… Случившееся чрезвычайное происшествие, унесшее жизни девяти человек, взбудоражило весь город, который полнился различными слухами о десятках погибших в момент взрыва. Слухи передавали с оглядкой, ибо не нужно сбрасывать со счетов, что это был 1952 год, когда подобное запросто могли квалифицировать как антисоветские действия со всеми вытекающими из этого последствиями.
Уже спустя короткое время на заводе работала городская комиссия по чрезвычайным ситуациям, в которую наряду с техническими экспертами и профессионалами министерства государственной безопасности вошел представитель областного бюро судебной медицины Леонид Богуславский. Еще через три часа спецрейсом из Москвы прибыла государственная экспертная комиссия во главе с министром судостроения Вячеславом Малышевым. Обе комиссии форсированным темпом приступили к расследованиям причин аварии. «Наверху» уже ждали компетентных выводов, так как не исключали и запланированную диверсию. В первую очередь до окончания следствия были арестованы некоторые руководящие лица завода, а также те, кто имел отношение к руководству работами непосредственно на танкере. Пожалуй, невозможно себе представить моральные переживания арестованных в ожидании выводов комиссий, ведь на слуху еще были громкие процессы над «врагами народа».
Однако уже в течение нескольких дней следствие установило, что взрыв, разрушивший корпус танкера, произошел вследствие халатности газорезчика. Работавший в воскресенье молодой рабочий в положенное время ушел домой, не отключив шланги своего резака от основной магистрали газопровода. Через шланги, имевшие повреждения, произошла утечка ацетиленового газа, скопившегося в закрытом отсеке корпуса судна. Приступая к работе в понедельник, кто-то из газорезчиков зажег горелку… Впрочем, известие о том, что это была всего лишь халатность, а не диверсия, арестованным ожидаемого облегчения не принесло. Все находившиеся под следствием были осуждены на максимальные сроки тюремного заключения – 25 лет. Лишь мальчишка-газорезчик, которому на тот момент не было еще и 18 лет, получил «десятку».
Завод обязали в кратчайший срок восстановить корпус танкера. На всё про всё давали десять дней. Работы по восстановлению судна вели круглосуточно, максимальным числом специалистов. Однако во-время исправить повреждения не удалось, уж слишком разрушительным был взрыв. Кроме того, пострадало и установленное на танкере оборудование, которое теперь подлежало замене. Только спустя три месяца с начала восстановительных работ удалось полностью ликвидировать все последствия катастрофы. В 1953 году первый танкер «Херсон» нашего судостроительного завода, был сдан в эксплуатацию. Крестной матерью судна, разбившей о его борт бутылку шампанского, стала маляр деревообрабатывающего цеха Нина Бризгун. В том же году на воду был спущен второй херсонский танкер «Грозный».
Танкер «Херсон» честно и добросовестно отработал положенный двадцатипятилетний срок и в 1978 году был отправлен на слом. В том же году со стапелей Херсонского судостроительного завода был спущен на воду новый танкер дедвейтом свыше 27 тысяч тонн, который в честь 200-летнего юбилея нашего города назвали «Херсон».
Теги: судостроение
Александр
| #
Я был школяром на спуске второго танкера «Херсон» в 1978 году. Мой отец, Гурский Виктор Вячеславович работал судостоляром цеха #8,и был депутатом Верховного Совета УССР. Какое было время, какие корабли строил ХСПО!
Reply
Николай
| #
По словам моей бабушки мой дед таки писал письма о возможном взрыве на заводе за долго до его наступления, но у меня нет писем и четких доказательств этого, да и не понятно что он конкретно говорил
Reply
Евгений
| #
Единственная неточность — понедельник 29 декабря 1952
Reply
Елена
| #
Спасибо.
Reply