Как человек научился «ловить» звук
Задумывались ли вы когда-либо о том, насколько удивителен и своеобразен мир музыкальных звуков? Вместе с тем до определенного времени он был еще и неповторим
Это значит, что с изобретением в древности первых музыкальных инструментов мелодия целиком и полностью зависела от внутреннего духовного состояния музыканта, являвшегося, по сути, соавтором- исполнителем воспроизводимого произведения. То есть в прошлом «в моде» была чистейшей воды им-провизация, так как в те времена еще не существовало не только звукозаписывающей аппаратуры, но и даже самой примитивной нотной грамоты, которой можно было записать звуки.
Только в конце IX века что-то стало меняться. Музыканты и исполнители постепенно начали использовать появившийся способ изображения над текстом песен определенных знаков, указывающих направление движения мелодии. Однако это было только начало, и до появления нотной записи в привычном для нас виде должно было пройти еще почти семь столетий!
Еще больше времени потребовалось человечеству, чтобы оно научилось наконец сохранять и воспроизводить мелодию со всеми ее тончайшими нюансами.
Фонограф Эдисона
Пионером этого уникального изобретения стал неутомимый изобретатель XIX–XX веков Томас Эдисон. Примитивный звукозаписывающий аппарат Эдисона фонограф, прапра-дедушка современной высококачественной звукозаписывающей и воспроизводящей цифровой аппаратуры, впервые был представлен публике 21 ноября 1877 года. То есть всего лишь 138 лет назад. Изобретение в один миг заслужило популярность. И немудрено: его появления с нетерпением ждали столько времени! С конца семидесятых годов XIX века, когда в течение нескольких лет появилось несколько разновидностей подобных аппаратов, в мире начался настоящий звукозаписывающий бум.
Спустя десять лет после изобретения фонографа немец Эмиль Берлинер запатентовал первую граммофонную пластинку. Конечно же, появившийся в этот период граммофон оказался гораздо удобнее фонографа, в котором вплоть до 1929 года еще использовали примитивный валик. С 90-х годов XIX века новое изобретение начало свое победоносное шествие по планете и достигло самых «медвежьих» ее уголков. К этому времени граммофонные пластинки стали уже двусторонними.
По сути, фонограф и граммофон достигли нашего Херсона одновременно. В конце 1890-х в богатых домах Херсона появляются первые граммофонные ящики с блестящими, латунными и медными «тюльпанами» звуковых раструбов. А в местных газетах можно было отыскать рекламу: «Новость! Фонограф “Чудо” замечательно громко и отчетливо передает человеческую речь. Только 7 рублей!». Спустя несколько лет, в то время как в Берлине производились первые опыты, «заключающиеся в соединении телефона с фонографом, что дает возможность фиксировать разговор в отсутствие получателя», в Херсоне уже можно было встретить граммофоны в свободной продаже. Или в крайнем случае выписать аппарат из иного города и даже из-за границы по объявлениям в прессе.
В это время в местном «Юге» можно было встретить довольно курьезную информацию, скажем, о том, что один из местных «продвинутых» помещиков отправился в Москву, чтобы наговорить на граммофонную пластинку свое… завещание! После его смерти разразился скандал. Наследники, не согласные с распределением доставшегося наследства, оспорили «музыкальную запись» в суде. Судебные службы были по-ставлены в щекотливое положение. Словом, дело о наследстве и граммофонной записи превратилось в нескончаемую тяжбу.
Не менее интересно и то, что многие благотворительные организации города сразу же взяли появившийся граммофон на вооружение. В моду вошли своеобразные благотворительные граммофонные концерты для малоимущих жителей Херсона, сельских жителей, рабочих и детей бедноты.
И даже строгие зубные врачи усмотрели в нём помощника для своих «пыточных» дел, открыв, по сообщениям газет, «способ вырывания зубов без боли с музыкой. Пациенты подвергаются действию анестезирующих паров закиси азота, а в то же время уши его сообщаются с трубой фонографа, наигрывающего какую-нибудь веселенькую мелодию».
В первом десятилетии ХХ века фирм и фирмочек, выпускавших граммофоны и граммофонную продукцию, стало так много, что покупатель мог вполне потеряться среди различных предложений. Посему торговцам приходилось проявлять чудеса изобретательности в рекламе: «Высочайший современный тенор Карузо пишет нам: “Я действительно удовлетворен последними записями моего голоса. Они великолепны, и я сердечно по-здравляю вас с успехом, достигнутым вами за последний год”. Зигфрид Арнольдсон (популярная шведская оперная певица. – Прим. авт.) спела исключительно для нас следующие партии. Последнее слово техники в области воспроизводства звуков представляет собой настоящий граммофон с коническим тонармным приспособлением и с настоящей граммофонной пластинкой. Наш репертуар состоит из 20000 разных пластинок и исполнителей на 70 разных языках земного шара. Истинным победителем является аппарат нашего последнего выпуска “Виктория”».
Эволюция граммофона шла весьма быстрыми темпами, и уже в 1911 году в херсонской прессе можно было отыскать информацию о новом поколении музыкальной аппаратуры: «Гениальная компания братьев Пате в Париже, южное отделение: Одесса, Дерибасовская, 10. Представитель А. Залкинд. Патефон говорящий, играющий и поющий без иголок. Получен грандиозный выбор новых двухсторонних пластинок. Все пластинки в одну цену. Новость: аппараты без трубы». Этот музыкальный аппарат более всего походил на патефон, сменивший в скором времени уже устаревший граммофон с его громоздким «тюльпаном».
В 1911 году в Херсоне на Суворовской улице в доме Валика, а затем в доме Тарле открылся специализированный магазин граммофонов и музыкальных инструментов Торгового дома «Полякин и сыновья».