Херсон – город нескучный (часть пятая)
В прошлом номере «Гривны» мы продолжили рассказ о нашем городе, несправедливо названном «неблагосклонными» путешественниками скучным. И пусть в те далёкие времена начала ХХ века Херсон был всего лишь небольшим 70-тысячным городишком с громким статусом столицы губернии, жить здесь было совсем не скучно!
Вот скажите, чего такого не было в Херсоне из того, что было в других городах? Лавки и магазины полны товаров и продуктов, причём таких, которые в более позднее советское время на долгие десятилетия попали в разряд дефицитных. Для совершения покупок нужны были средства, впрочем, при соотношении прежних жалований
и цен – не такие уж большие.
Что может быть «круче» музыкального ящика?
Все технические новинки, которые появлялись в мире, пусть с небольшим опозданием, но оказывались и в Херсоне. Граммофон, оргофон, фонограф, пианола (механическое пианино), музыкальные ящики различных модификаций – это из разряда музыкальных механизмов. Только не стоит путать музыкальный ящик с шарманкой папы Карло. Популярные в те времена музыкальные ящики порой были весьма заманчивыми устройствами с рядом дополнительных функций. Скажем, музыкальный ящик «Фурор», разрекламированный в местных газетах в начале ХХ века: «Музыкальный ящик “Фурор” играет долго и звучно с аккомпанементом рояли красивые марши, пьесы, вальсы, оперы, польки… Музыкальный ящик “Фурор” служит одновременно туалетным зеркалом и является занимательным украшением в каждом доме и незаменимым подарком для себя и друзей. Музыкальный ящик “Фурор” снабжён электрическим устройством, издаёт поразительный электрический свет, эффектно освещающий большое пространство кругом. Цена музыкального ящика “Фурор” вместе с до минуты выверенными часами (электричество освещает и часы) – 4 р. 75 к.». Такой себе вариант бытовой техники «четыре в одном».
Упоминаемый в списке музыкальных механизмов оргофон был внешне похож на музыкальный ящик со «стальными нотами», как значилось в рекламе. Под нотами подразумевался латунный диск с просечками, в которые при движении диска попадали молоточки, издавая определённый звук. Поставщик двора Его Императорского Величества Юлий Генрих Циммерман, владелец крупной сети магазинов музыкальных принадлежностей, предлагал покупателям
в Херсоне кабинетный и салонный оргофоны за 35 и 50 рублей соответственно. Как было указано в рекламе: «Салонный оргофон с 26-ю двойными голосами, автоматически играет громче и тише».
Музыкальные механизмы, ноты для оргофона, валики для фонографа, пластинки для граммофона можно было без проблем приобрести в Херсоне. Только на одной Суворовской было не менее пяти подобных торговых точек, в том числе магазин Фрикке и «Торговый дом Полякин и сыновья».
«Волшебный фонарь» и личный иллюзион
А ещё магазины через местные газеты наперебой предлагали другие, не менее интересные вещи. Например, так называемые волшебные фонари «новейшего усовершенствования с сильными объективами и рефлекторами, керосинового освещения, со всеми принадлежностями и подробным печатным руководством». Причём, опять-таки, «волшебные фонари» были различных модификаций: волшебный фонарь «электра», волшебный фонарь «синематограф», волшебный фонарь «зеркальный синематограф» и так далее, под «любой карман» – стоили от 1 до 150 рублей.
Чуть позднее, уже к концу первого десятилетия ХХ века, в Херсоне всего за 7 рублей 50 копеек можно было купить личный театр-иллюзион: «Выписав у нас театр-иллюзион, можно давать у себя дома для своих родных и знакомых домашние представления живых картин, как то оперы, драмы, трагедии, комические сцены разного содержания, снимки с натуры, танцы, иллюзии и т. п.».
Ленты с картинами для аппаратов продавались «по цене от 75 коп. до 1 р. 50 к.». При помощи газетной рекламы можно было заказать «фотографический прибор, полный, со всеми принадлежностями и руководством (можно тотчас снимать портреты)».
Цены на фотоприборы (тогда ещё их не называли привычным словом фотоаппарат) также были либеральными – для всех слоёв населения, от трёх до пятидесяти рублей. Фотоаппаратуру можно было приобрести и в самом Херсоне, например, у Ахтерова или в «Торговом доме Ивлева» на Суворовской.
«Холодильник» для кухарки
В подтверждение тому, что в начале ХХ века в Херсоне всё было, заметим, что в местных газетах рекламировались бытовая автоматическая штопально-ткацкая машина «Самоткач», скоровязальная машина и даже ручная стиральная (тогда она называлась «прачка-американка») «Колумб», не говоря уж об американских и европейских пишущих машинках, «необходимых каждому», за 20–25 рублей. Кстати, уже тогда предлагали «последний писк новейшей техники» – уменьшённый, «карманный» вариант печатной машинки.
В начале ХХ века в Херсоне можно было купить и… холодильник! Правда, тогда он назывался более простым словом – ледник, видимо, по ассоциации с привычными для всех ледниками – глубокими подвалами, которые зимой заполняли слоями льда и соломы. Лёд в добротном подземном леднике мог сохраняться до нового зимнего сезона. Под землёй в таких ледниках и сберегали скоропортящиеся продукты. Однако каждый раз спускаться в подвал за провизией было не совсем удобно, поэтому изобретатели издавна корпели над вопросом создания «портативного» кухонного ледника. И таки докорпели!
В 1906 году в херсонской газете «Югъ» одесский предприниматель, владелец «мебельного и зеркального магазина» Гринберг предлагал к продаже бытовые «ледники со значительной скидкой». К сожалению, из рекламы не совсем ясно, что из себя представлял сей гринберговский ледник. Скорее всего, это был простой громоздкий «шкаф» с толстыми полыми стенами из металла, куда загружался колотый лёд из подземного ледника. Подобные ледники использовали в Европе ещё в средине ХІХ столетия и даже позднее, когда в конце того же века был изобретён первый компрессорный холодильник. В связи с его дороговизной, громоздкостью и ненадёжностью многие предпочитали по старинке пользоваться примитивным кухонным шкафом-ледником. Продукты в таком леднике с одной закладкой льда можно было хранить до двух дней.
Первый настоящий компрессорный холодильник в истории Российской империи был собран в 1901 году в Санкт-Петербурге.
«Киношный» бум
И почта в Херсоне была, и телеграф, и даже телефон, по которому можно было связаться с соседними Одессой и Николаевом. А в конце 1902 года под руководством инженера-электрика Бухгейма в городе начались работы по устройству беспроволочной радиотелеграфной станции, связавшей Херсон и Голую Пристань, посредством аппаратуры системы Попова-Дюкрете.
Интересно и то, как это «неблагосклонные» наблюдатели, посетившие Херсон в начале ХХ века, не обратили внимание на огромное количество имевшихся здесь биоскопов-иллюзионов – прототипов знакомых нам кинотеатров. Киношный бум разразился в Херсоне с октября 1901 года, когда местные обыватели впервые познакомились с «живыми картинами», продемонстрированными в городском театре заезжим гастролёром. Успех первого кинопоказа подтолкнул местных предпринимателей к активной деятельности, и спустя всего лишь несколько лет местная пресса писала: «Что же составляет отличительную черту херсонских улиц? Иллюзионы! Они наполняют весь город».
Театр «Ампир» Спектора, «Американский биоскоп» Ахтерова, «Рекорд» Левина, «Бомонд» Крамаренко, «Электробиоскоп» Зайлера, «Парижский иллюзион» Купермана, «Экспресс» и ещё множество иных, более мелких.
Кинобум в Херсоне дошёл до того, что многие владельцы кафе и чайных массово стали обращаться в городскую управу за разрешением установить в своих заведениях кинопроекционную аппаратуру. Причём владельцы даже соглашались нести расходы по устройству собственных электрических станций при иллюзионах. Но стоит заметить, что в связи с особой пожароопасностью биоскопов-иллюзионов, в первую очередь из-за горючести и легковоспламеняемости киноплёнки, горуправа, имевшая определённые инструкции после страшного пожара в иллюзионе города Бологое, вынуждена была в разрешениях отказать. Впрочем, как я уже говорил, «киношек» в Херсоне хватало с головой.
Ну а чтобы выжить среди жёсткой конкуренции, владельцам и арендаторам приходилось внедрять новые формы привлечения в свои заведения зрителей. Обычно киносеансам предшествовали выступления разножанровых артистов – певцов, музыкантов, декламаторов, причём иногда с довольно известными именами: «Сверх программы! В особом отделении! – интриговали зрителей афиши. – Живые мраморные статуи! Только несколько гастролей красавицы Лилетты! Мнемопластика. Последние новинки Лондонской выставки. Волшебные картины живой иллюзии. Собственная живая декорация и электрические эффекты». Или: «Дебют единственного в мире короля иллюзий. Нельсон Картер, человек с таинственными руками, у которого на глазах публики все предметы моментально исчезают из рук и снова появляются…». «Биоскоп Зайлера. “Галлея” – концерт- монстр».
Театр – в массы!
А ещё любимыми местами развлечений горожан являлись театры, которых также немало было в Херсоне. Кроме театров главного городского и малого – Театра миниатюр на Витовской в доме Писаренко, в городе действовали несколько полупрофессиональных и любительских театральных коллективов, в том числе и малорусская труппа Юрия Шумского.
Театральными постановками увлекались и в учебных заведениях, и в различных обществах. Нередкими были и детские дворовые спектакли: «На Волохинской улице, – писала газета“Югъ”, – дети в каждый праздник устраивают во дворе детские спектакли, пишут пьесы и разыгрывают сказки – “Красная Шапочка”, “Иван-дурак” и другие».