Наша беда – без показухи никуда!
Четыре с лишним тысячи лет назад мудрый библейский муж Екклесиаст изрек: «Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем…».
Страшно подумать о прошедших со времен жизни Екклесиаста веках и о количестве ушедших в небытие человеческих поколений… Каждое из них, рассчитывая на свои силы, пыталось вырваться из круга житейских проблем, победить смерть, болезни, голод и создать себе, а не только избранным, достойные условия жизни и быта. Конечно, спору нет, в чём-то действительно человечество преуспело. Скажем, в развитии различных технологических процессов, особенно за последние 200 лет. С технической стороны прогресс явно налицо, хотя идет ли он на пользу человеческому миру – можно еще и поспорить. Прогресс прогрессом, но многое в нашей жизни остается всё на том же далеко примитивном уровне, ибо так же, как невежество и глупость, не подвластно временным изменениям. Пример? Пожалуйста! Вот, скажем, несколько стихотворных строчек – попытайтесь определить, когда они были написаны:
«Ходим мы нынче по граду
зигзагами,
Всюду ремонт и возня,
Стали у нас тротуары оврагами.
Вот вам и новости дня!..
Время печать наложило
тревожную
На обывательский стиль.
Мчась, мостовую клянет
невозможную
В дни эти автомобиль…».
Не правда ли, очень похоже на нашу действительность? Меж тем этим стихам уже более ста лет. И появились они в газете «Херсонские новости» в 1915 году. Причем, в отличие от нашего технически продвинутого времени, автомобилей в то время на весь Херсон было от силы штук 20. Впрочем, уже тогда авто имели пневматические шины – хоть какое-то преимущество перед извозчичьими пролетками. У пролеток в то время колёса были из литой резины, а еще раньше – на железных ободах. Как взывал к отцам города один из местных обывателей – пассажиров конного транспорта: «Езда по городу доставляет положительно лишь страдание». А стоило учесть еще и звуки, которые издавали железные колёса при езде по выщербленной мостовой или даже по хорошо уложенной гранитной брусчатке. Пожалуй, грохот колес и мертвого мог поднять, особенно когда по улицам города проносились под трубный звук сигнального рожка пожарные линейки, спешившие на пожар. Или когда пьяный ломовик, нахлестывая лошадь, мчался по своим неотложным делам. Потому-то в этот период существовала практика: для уменьшения шума застилать соломой мостовую у дома тяжелобольного и возле богоугодных заведений. Конечно, городские дороги мостили и изредка даже ремонтировали привозным и местным материалом. Но средств в городской казне всегда не хватало, впрочем, как и сейчас.
«Орлы не петушатся» (Ашот Наданян, армянский шахматист, автор многих афоризмов)
И как тут не вспомнить в словах Екклесиаста «что делалось, то и будет делаться» нашу непреодолимую страсть к показухе! К примеру, открыв газету «Гривна» за 2002 год, читаем: «Бригады ремонтников дорог с ураганной силой набросились на наши родные дырки в проезжей части – начиная от Николаевского шоссе и аж до губернаторской резиденции на площади Свободы. Вот вам, сограждане, Благая Весть – к нам едет Президент! И сразу же местами вспотели от верноподданнических чувств местные чиновники, которых еще вчера можно было только под страхом расстрела заставить организовать латание дыр на дорогах. К нам едет Президент! И мгновенно включилась в работу показушная бюрократическая машина для пускания пыли в глаза высоким визитерам…».
Практически то же самое происходило и в минувшее советское время. Так же усердно в поте лица и других частей тела спешили подготовить улицы по пути следования посещавших Херсон высоких гостей. Хотя, может быть, всё происходило менее приметно для горожан, нежели теперь, на фоне более привычной всем разрухи.
Еще раньше, в начале ХХ века, при самодержавном строе можно было и «по зубам сподобиться» за нарушение «показушного порядка». Так случилось на чисто выметенной улице у губернаторской резиденции, подготовленной к встрече высшего губернского начальника, возвращавшегося с семейством из Одессы. Там, на свою беду, появилась группка шедших с работы портовых грузчиков в живописных лохмотьях. Наскочившие со всех сторон рьяные служаки-городовые в мгновение ока успели заехать трудягам по зубам и очистить улицу от «нежелательных» элементов, оскорблявших эстетический взор губернаторского семейства.
Вот только не стоит думать, что подобное обращение стражей порядка с городскими обывателями было нормой. Применение кулаков для увещевания публики скорее было исключением из правил. За это можно было поплатиться службой и лишиться будущего пенсиона. Как отмечал в своих законных требованиях херсонский полицмейстер Шишкин, «полицейские чины в деятельности своей должны служить примером исполнения требования закона, не допуская от него отступления, а тем более произвола».
К нам едет император?!
И всё же встреча губернатора – это вам не приезд императора! Николай Александрович Романов с наследником престола Алексеем «заглянули» в наш город в ноябре 1915-го, а готовиться к встрече, судя по сообщениям в старых местных газетах, начали еще в мае, за полгода до события! Причем, в отличие от современных важных лиц, которых возят по «удобному», заранее намеченному, а посему подготовленному уже маршруту, император мог возжелать осмотреть состояние иных улиц своего подданства.
Поэтому в Херсоне в майских газетах 1915 года появились сообщения Комиссии по украшению города: «На СЛУЧАЙ приезда в Херсон Высших Особ комиссия нашла необходимым произвести замостительные работы по Говардовской, Соборной, Ришельевской, Бериславской, Потемкинской, Гоголевской, Суворовской, Базарной, Воронцовской, Лютеранской, Богоугодной, Днепровской, Панкратьевской и др. улицам». Бериславская (в советское время – улица 40 лет Октября, ныне Небесной Сотни – Университетская) и Базарная (ул. Перекопская), находившиеся в стороне от центра, были замощены к приезду императора не случайно, потому как вели к так называемому Стрельбищному полю, где проходили стрельбы, строевые занятия и торжественные церемонии воинского контингента, размещенного в Херсоне. Там же приводили в исполнение приговоры над преступниками.
По намеченному плану император Николай ІІ должен был присутствовать на строевом смотре одной из воинских дивизий. Стоит отметить, что к началу подготовки к встрече венценосного гостя уже 9 месяцев шла империалистическая война, а городская казна Херсона была традиционно пуста. Тем не менее местное начальство попыталось не ударить лицом в грязь. Кроме замощения ряда улиц, по плану, разработанному комиссией, здесь в спешном порядке должны были быть высажены новые зеленые насаждения. Бульвар на Говардовской (ныне проспект Ушакова) улице, соединяющей вокзал с центром города, решили огородить бетонными столбами, а площадь у главного городского собора – замостить плиткой. Для этого заключили длительный договор с артелью мастеров, обязавшихся еженедельно поставлять материал в количестве 5 тысяч плиток и тысячи железобетонных столбиков. Вокруг здания управы собирались устроить металлическую решетку.
«В конце Суворовской, у парка, по Воронцовской и Потемкинской улицам установить триумфальные арки».
Чуть позже решили воздвигнуть арку и в порту с надписью «Начало великого водного пути Рига – Херсон». Правда, в последний момент, когда уже стало ясно, что время пребывания императора в Херсоне ограничено, надпись переместили на арку у здания железнодорожного вокзала.
На въезде в крепость воздвигли еще одно триумфальное сооружение, теперь уже в стиле эпохи императрицы Екатерины ІІ. Предполагалось также срезать часть валов исторической Херсонской крепости и устроить газоны, среди которых «растениями выложить инициалы Государя».
Пожалуй, больше, чем старинным валам, повезло старым городским зданиям, имевшим историческое значение, – их подправили и обновили. На тех из них, где останавливались высочайшие особы, ранее посещавшие Херсон, были установлены мемориальные мраморные доски с памятными надписями, которые потом в 1917–1918 годы радостно уничтожили «граждане свободной от самодержавия страны». Позаботились и о реставрации памятников очаковским героям, похороненным в ограде Екатерининского собора. Немало забот досталось и местным домовладельцам, которых обязали устроить у своих домов тротуары, отремонтировать, выкрасить и украсить фасады зданий. Всё это должно было быть выполнено в максимально короткий срок – в течение двух месяцев. Словом, работы на лето 1915 года в Херсоне предстояли самые грандиозные! Конечно, для этого требовались материалы и средства, притом немалые.
Ради двух строчек в дневнике…
Ввиду загруженности железных дорог военными перевозками вопрос доставки гранита для мостовых решили с помощью доступного и весьма дешевого водного транспорта, доставляя камень баржами из Александровска (ныне Запорожье). По самым скромным подсчетам, только на благоустройство города к приезду императора требовалось не менее 150 тысяч рублей. Для сравнения: тогда на эти средства можно было приобрести более 60 четырехместных легковых автомобилей марки «Форд».
Впрочем, уже в конце мая городское управление взяло заем в кассе городского и земского кредита, увеличив первоначальную сумму до 270 тысяч рублей. И это в то время, когда в Херсоне уже явно стали ощущать дороговизну и нехватку продуктов для населения, сырья для едва дышавшей местной промышленности и даже угля для пароходов. Единственным плюсом всех этих подготовительных работ были пусть временные, но всё же рабочие места для огромной массы мастеровых и чернорабочих, имевших копеечные жалования и влачивших жалкое существование в эти тяжелые военные времена. Кроме того, к работам были привлечены арестанты местных тюрем, а также рабочая сила из соседних городов, которым также нужно было платить.
И всё это для того, чтобы впоследствии император Николай ІІ записал в своем личном дневнике: «11-го ноября. Среда. Сразу заметно стало, что попали на юг. Это раз – и 50 тепла, но дождичек. В 9 часов прибыли в Херсон. Так как это мой первый приезд, на станции были депутации с хлебом-солью. Встреча населением самая горячая. Проехали через весь город к полю, где состоялся смотр 2-й Финляндской стрелковой дивизии – как будто в Красном Селе! После парада заехали в старый крепостной собор, в котором погребен Потемкин, и в городской кафедральный – тоже екатерининских времен. Уехали из Херсона на полчаса позже».
А в местной газете «Родной край», посвященной приезду высочайшей особы, на следующий день появилось сообщение: «Не было, да и не могло быть ввиду переживаемого Родиной момента особых приготовлений к великому радостному событию, о котором еще несколько дней тому назад никто из граждан и мечтать не мог, но тем не менее накануне Царского приезда город принял торжественно-праздничный вид».