Парк культуры, отдыха и советской идеологии…
Путешествуя историческими местами Херсона, в прошлой публикации мы прервали наше повествование на том, что городское управление, уставшее бороться с расплодившимися к началу века на улицах Херсона велосипедистами, нарушавшими всяческие правила и постановления, решило отвести одну из аллей парка под велотрек
С самого начала велотрек пользовался широкой популярностью не только у велосипедистов, но и у тех, кто за неимением средств о велосипеде мог только мечтать. Здесь устраивали гонки, на которых азартные зрители заключали пари на победителя, общались меж собой, разбирая просчёты гонщиков или достоинства и недостатки велосипедов различных конструкций. Хотя, в сущности, каких-либо серьёзных конструктивных особенностей велотранспорта разных фирм тогда ещё не наблюдалось.
Парковые проблемы…
В целом же парк в те времена больше походил на плохо ухоженный городской сквер – слишком знойный летний период в наших широтах не давал возможности деревьям развиваться в полную силу. Конечно, деревья в парке время от времени поливали, однако этого было недостаточно.
«Александровский парк в настоящее время в жалком виде,– сообщал своим читателям херсонский “Югъ” в 1899 году. – Лет 10–12 назад он ещё привлекал внимание не только местных жителей, но и приезжих. Ротонда, увитая диким виноградом, хоть редко, но поливалась. Сейчас засуха, дуб, находящийся в центре парка, стоит с пожухлой, объеденной гусеницами листвой…»
В то же время та же местная газета в 1899 году весьма достойно отзывалась о Говардовской улице, соседствовавшей с пустырём Ярмарочной площади: «Почтовая улица (несмотря на то, что к тому времени она именовалась уже Говардовской, по старой привычке даже в прессе её продолжали называть старым названием. Сейчас, напомним, это проспект Ушакова. – Прим. автора), по которой происходит постоянное усиленное движение публики к пароходу и обратно, имеет, кажется, все данные, чтобы стать одним из наиболее оживлённых и любимых мест для прогулки. Главное, чем привлекает Почтовая улица, это две широкие аллеи с прекрасно разросшимися, дающими хорошую тень ветвистыми акациями».
Нарекания публики на запущенное состояние Александровского парка вынудило городскую управу принять меры. На грани смены веков было решено несколько изменить привычный унылый облик парка посадкой нескольких тысяч хвойных деревьев. Посадка хвойников была осуществлена под руководством городского садовника Александра Инвейса в течение двух лет. Вот только все усилия оказались напрасными – большинство деревьев не прижились. Спустя несколько лет вновь вернулись к посадке в парке лиственных.
Городской садовник Александр Инвейс
Возможно, стоит сказать несколько слов о городском садовнике Инвейсе. Судя по публикациям в дореволюционной прессе, это был грамотный, хорошо знающий своё дело профессионал. В период его руководства зелёным хозяйством в городе на выделенном участке земли, примыкавшем к городскому кладбищу (ныне это мемориальное кладбище на проспекте Ушакова), появилась оранжерея, где выращивали розы, хризантемы, тюльпаны, гиацинты и прочие цветы на все случаи жизни. Рядом с оранжереей в открытом грунте выращивали саженцы деревьев для ремонта зелёных насаждений на улицах города. Нередко херсонская пресса отмечала прекрасно ухоженное состояние некоторых городских скверов, в частности Детского (бывший Пионерский, сейчас ему вернули историческое название) и Библиотечного (ныне сквер Девы Марии). Эти скверы «получили сей чудесный вид благодаря стараниям городского садовника А. Инвейса. Учителя местных гимназий и школ водят сюда детей на экскурсию».
Действительно, здесь было на что посмотреть: аккуратные аллейки, подстриженные деревья и кусты, масса цветов. К тому же упоминались и хорошо разросшиеся хвойные деревья. Чуть позже городское управление раскошелилось на установку в Детском сквере фонтана, который был отлит на местном чугунно-литейном заводе Эжена Вадона и представлял собой массивную плоскую бронзовую чашу с узорами.
В последние годы советской власти и Пионерский, и Библиотечный скверы находились в крайне запущенном состоянии. В лихие 1990-е местные вандалы «сковырнули» с постамента чашу фонтана, а ещё месяца через два-три она «незаметно» исчезла в неизвестном направлении…
Городские обыватели парк любили
Как бы там ни было, даже в худшие годы своей неустроенности Александровский парк оставался для горожан любимым местом отдыха. Особенно с конца 1890-х годов, когда местный мещанин-предприниматель Матаков получил разрешение открыть здесь торговую точку по продаже газированных вод. Чуть позднее эта точка превратилась в большой павильон. Правда, к тому времени в парке появился и составил весомую конкуренцию павильону буфет, в котором можно было испить уже не только водички…
По проекту херсонского архитектора Антона Сварика в 1897–98-м в парке была построена эстрада и оборудованы места для зрителей. Теперь всё чаще вечернюю тишину рано засыпавшего города нарушали доносившиеся из парка звуки духового оркестра…
Парк советский
А вот чего не было до советского периода в Александровском парке, так это каруселей, которые, скорее, были ближе к бесшабашному ярмарочному веселью, чем к степенному парковому променаду. Не было и привычной позднее в СССР наглядной агитации, скульптурных портретов вождей и застывших в камне «светлых стремлений советского народа». Сейчас уже, пожалуй, и не сосчитать всех изваяний, установленных за советский период вдоль аллей парка. Был здесь и бетонный лётчик в шлеме, устремивший свои выкрашенные серебрином глаза к небу, и советская мать со счастливым ребёнком на плече. Но больше всего в нём было всё же вождей.
Бетонно-гипсовый ширпотреб
На самом почётном месте – на главной аллее у входа – на скромном гипсовом, замаскированном под благородную бронзу диванчике сидели мирно беседующие вожди – Ленин и Сталин. Этот «величественный дуэт» назывался «Ленин и Сталин в Горках». Авторами его были трио советских скульпторов – Пивоваров, Белестецкий и Фридман. Скульптура появилась в парке ещё в 1939 году, а приобретена была она при помощи Николаевского музея имени Верещагина. Причём, сообразуясь с тем, что приобретение оптом всё же дешевле, были заказаны два одинаковых шедевра. Один остался в Николаеве, другой перекочевал в Херсон.
Спустя два года началась Великая Отечественная война. Что случилось с парковыми вождями, доподлинно неизвестно. Вряд ли их демонтировали и увезли или хотя бы спрятали – не до того было. Скорее, скульптура погибла уже в первые дни немецкой оккупации Херсона. Однако по истечении нескольких лет после окончания войны точная копия скульптуры, отлитая по сохранившимся формам, вновь заняла своё привычное место на центральной аллее парка. Правда, в «полном объёме» знакомый херсонцам дуэт вождей вновь просуществовал недолго, максимум 10 лет.
С 1953 года, после смерти Иосифа Виссарионовича, в СССР начались иные времена. Преемник Сталина Никита Хрущёв в пух и прах разнёс с высокой трибуны своего предшественника и заклеймил позором «культ ЕГО личности». В свете новых требований и высочайших решений в одну из тёмных ночей целостность скульптурной группы в херсонском парке была нарушена. Бывшего «великого» отделили от «вечно живого» и увезли в неизвестном направлении.
Возможно, в ту же ночь «ликвидировали» и Сталина, сидевшего рядом с Горьким – была и такая бетонная скульптурная группа в этом парке. Одинокий Ленин просидел на своём каменном диванчике ещё с четверть века. Но, как, оказалось, всё же был не так уж и вечен. В 1980-е годы пришедший в ветхость и не поддающийся реставрации памятник был снесён.
Интересно, что в пределах видимости первого, перед колоннадой главного входа в парк, стоял ещё один Ильич, указывавший правильное направление гипсовой рукой. Причём направление было на запад, вдоль улицы Суворова. Памятника этого давно уже нет, но бетонный постамент, возле которого любили фотографироваться херсонцы в праздники, пока цел.
Стояли ещё на территории парка гипсовые и бетонные скульптуры: бодавшиеся козлики, выкрашенные белой краской длинношеие лебеди и олени, лягушки у кромки фонтана. Пожалуй, только они не несли здесь политическую нагрузку.
Отдых по-советски
Cтарейший парк Херсона в советское время был местом не про-сто культуры и отдыха. Он нёс на себе ещё и идеологическую нагрузку. Аллеи со щитами с газетными полосами, не совсем уместные политические лозунги над входом, разнообразные призывы портили его умиротворённый вид. А тут ещё в 1960-м в парке начала вещать радиогазета. Теперь от бодрого голоса диктора невозможно было укрыться даже в самом глухом парковом углу.
В советское время здесь проводили культурно-идеологические мероприятия. Ежегодно проходили выставки достижений народного хозяйства, мероприятия, предполагавшие помощь в выборе будущей профессии для выпускников школ. Встречи избирателей с депутатами. Спортивные праздники, народные гуляния.
В 1960-е годы в парке открыли площадку аттракционов для детей и взрослых, рядом – пневматический тир, чуть в отдалении – шахматно-шашечный павильон. Начала работать танцплощадка «Юность», которую чаще называли в народе клеткой. Построили кафе «Лакомка».
В конце 1970-х был реконструирован Зелёный театр, с того времени на его сцене стали частыми выступления профессиональных и самодеятельных артистов, в нём же проводили лектории на самые различные темы. Всё это делалось в рамках заботы о народе и о повышении его культурно-политического уровня.