Работа без выходных – привычное явление…
Нашёл недавно в Интернете образчик современной народной мудрости: «Выходные – это главная часть рабочей недели». Пожалуй, соглашусь и спорить не буду, лишний раз подчеркнув, что «главная часть недели» – это явно только для нас, нынешних
А ведь не слишком давно, всего лишь чуть более ста лет назад, некоторые из херсонцев (да разве только херсонцев!) были практически лишены удовольствия отдыха по окончании рабочей недели. Ибо в начале ХХ века, скажем, продавцы той же сельтерской воды, работая что называется от зари и до зари на хозяина, имели всего лишь три несчастных выходных дня… в году. Для них и некоторых подобных категорий наёмных работников один выходной обычно приходился на светлый праздник Рождества, а два других – на Пасху. Не жизнь, а сплошная работа!
Практически лишены были личной жизни и приказчики торговых заведений, по-нынешнему – продавцы. По сложившейся в те времена традиции они все как один были лишь «мужеского полу». Хотя редких выходных у них было чуть побольше, а в воскресенья и праздники – работы чуточку поменьше по причине сокращённого на целый час рабочего дня.
Похоже, «бесправным», по определению советских источников, рабочим, имевшим полноценный отдых в воскресенья и праздничные дни, в этом отношении было куда проще. Хотя и те, и другие работали не менее 11 с половиной часов в день. В субботу рабочий день у фабричных и заводских рабочих заканчивался на час раньше, после чего все дружно шли в кассу за еженедельным расчётом. А там уж – кто куда: кто к семье, а кто в винную лавку или «рейнсковый» погребок (от слова «рейнский», «рейнское вино» – магазин, торговавший спиртным на вынос), чтобы отметить законные выходные.
В то же время в империи до революции официальных праздничных дней было куда как больше, чем сейчас – что-то около 90. Правда, порой они совпадали с выходными днями, тем не менее в году набегало вовсе не мало – 100–110 нерабочих дней! Так что фабричные, заводские и другие категории рабочих, пользовавшиеся своим правом отдыха, на судьбу явно не жаловались.
Правом воскресного и праздничного отдыха пользовались чернорабочие, чиновники всех мастей, конторские служащие, врачи, представители различных «интеллигентных» профессий, официанты и даже цирюльники, но только не торговые работники.
Случилось, правда, однажды, в период долго не утихавшей после первой русской революции 1905 года смуты, был принят закон, обеспечивавший этой категории имперских подданных один день полноценного отдыха в конце рабочей недели. Однако стоило лишь жизни войти в привычную колею, как «всё вернулось на круги своя». Впоследствии, опять-таки, случались слабые попытки общественности привлечь внимание к этой проблеме и даже обращения в местную городскую думу, но сдвинуть с мёртвой точки увязший в болоте бюрократии вопрос долгое время не удавалось.
Наконец, только в 1913 году в херсонской газете «Родной край» появилось долгожданное сообщение: «В настоящее время вопрос этот возбуждён уже в среде торговых служащих города, так и владельцев торговых предприятий. Третьего дня этот вопрос обсуждался в думской смешанной комиссии по пересмотру обязательных постановлений о нормальном отдыхе торговых служащих…».
Выходит, дума всё же принимала какие-то «обязательные» постановления, если собиралась их пересматривать. На этом же заседании был рассмотрен ряд ходатайств служащих и владельцев торговых фирм, занявших прямо противоположные позиции. Естественно, торговцы-владельцы желали получать прибыль и в воскресенье, а наёмные торговые работники мечтали о выходном хотя бы раз в неделю.
Несмотря на то, что в старом Херсоне в самом начале ХХ века «базарными днями» считались понедельник и четверг, сторонники ежедневной торговли утверждали, что сельские жители приезжают в город по воскресеньям не столько посетить церковь, сколько приобрести необходимые им товары. Если же они будут лишены такой возможности, местные сельские торговцы наверняка будут расширять ассортимент продаж. Таким образом, крестьяне станут приобретать товар в селе, где торговля начнёт развиваться в убыток городской. А «разорение городских торговых предприятий отразится также вредно и на положении торговых служащих».
Оппоненты, почти стопроцентно поддерживаемые господами гласными городской думы, открыто смеялись над нелепостью сих утверждений, приводя в пример опыт Одессы и соседнего Николаева, где воскресная торговля была-таки давно запрещена.
По сути, запрещение воскресной торговли больше всего ударяло бы по торговцам иудейского вероисповедания, которые традиционно закрывали свои лавки перед закатом солнца в пятницу и посвящали субботу всецело религиозному служению.
Вот как повествует об этом херсонский старожил Иосиф Векслер, оставивший потомкам свою бесценную рукопись «Херсон и его жители»: «По субботам евреи не торговали, магазины были закрыты, в субботу было грешно работать.
В Одессе люди были более свободных воззрений и убеждений, и когда одесситы приезжали в Херсон по своим коммерческим делам, если они приезжали в субботу утром (пароход отходил из Одессы вечером и в 6 часов утра приходил в Херсон), – то этот день был потерян, так как магазины были закрыты, и владельцы торговых предприятий сидели дома и праздновали.
Одесситы ужасно ругались, что у них пропадает день, так как они планировали вечером уезжать из Херсона обратно домой в Одессу…».
В случае же принятия думой надлежащего постановления они ругались бы ещё больше, так как теперь пропадали бы целых два дня…
А каким сильным ударом было бы запрещение воскресной торговли для великого множества мелких лоточников и торговцев вразнос, которой занималась преимущественно еврейская беднота!
Именно поэтому Городская дума сочла возможным решить вопрос не о запрещении воскресной торговли, а лишь о её значительном сокращении. Теперь, согласно обязательному постановлению, торговля могла производиться лишь с 9 часов утра до полудня. После полудня все торговые точки должны были быть закрыты, а для торговцев и приказчиков наступал долгожданный выходной или, пожалуй, точнее, полувыходной…
Правда, смешанная комиссия при Городской думе свою работу на этом не завершила, а продолжила искать наиболее правильную форму решения вопроса. Наконец, исходя из опыта соседних городов, в мае 1914 года было принято очередное «историческое» постановление: «Совершенно воспретить торговлю в воскресные и праздничные дни». Для булочных, пекарен и кондитерских были выработаны особые правила, разрешавшие торговлю по воскресным дням с 7 до 9 часов утра и с 5 до 9 часов вечера.
Произошли изменения и в работе некоторых питейных заведений, позволившие их персоналу обрести, наконец, законный отдых в воскресные и праздничные дни: «Во всех трактирных заведениях, пивных, ресторанах всех разрядов и прочих торговлях, торгующих спиртными напитками, а также в казённых винных лавках воспретить торговлю по воскресным и праздничным дням. Накануне же этих дней закрывать лавки в 4 часа дня».
Стоит отметить, что решение о сокращении работы питейных заведений было принято очень своевременно, так как ещё задолго до начала Первой мировой войны в империи развернулась широкая антиалкогольная кампания.
Словом, только в 1914 году херсонские торговцы приобрели своё законное право на воскресный выходной.
Вместе с тем в Херсоне оставалось ещё немало профессий, представители которых всё ещё не имели положенных выходных и нещадно эксплуатировались хозяевами. Те же работницы шляпных мастерских или швеи-подмастерья, работавшие в самых ужасных условиях с минимальной оплатой труда и выходными лишь по большим праздникам.
P. S. До Февральской революции 1917 года, упразднившей самодержавную власть в стране, провозгласившей свободу, но не объяснившей, для чего и как ею пользоваться, оставалось всего лишь каких-то два года. Всё это время не прекращались попытки отвоевать полноценную воскресную торговлю и в то же время не потерять право на отдых.
Финалом этой дореволюционной истории стало то, что в конце 1916 года «все базары» были «назначены на воскресные дни», а городским торговцам вновь разрешили трёхчасовую торговлю по праздникам и выходным…