Две трети жизни – на работу…
Пожалуй, нынешнему поколению трудно поверить в то, что ещё чуть более столетия назад львиную долю жизни человека отбирала работа. Практически до конца XIX века рабочее время в Российской империи законом не ограничивалось и не регулировалось, а посему составляло 14–16 часов в сутки
Работе – порой «каторжной» – тогда отводилось не менее двух третей человеческой жизни. Причем такого привычного для нас понятия, как отпуск, в то время не существовало. Этому было и оправдание – измученный человек думает лишь об отдыхе, не впуская в сознание крамольных, свободолюбивых мыслей…
Тем не менее в конце XIX века по всей стране ширится рабочее движение по сокращению и регулированию законом рабочего времени. Грандиозная стачка ткачей Морозовской мануфактуры города Иваново стала последней каплей, переполнившей чашу. В 1897 году был принят закон, ограничивающий будний рабочий день до 11,5 часа, субботний – до 10. По новому закону рабочий день женщин и детей при 6-дневной рабочей неделе определили в 10 часов.
Впрочем, в документе существовала выгодная для работодателей лазейка, сводившая на нет все благие начинания, – закон не ограничивал сверхурочные работы. Единственным «святым» днем отдыха для трудящихся стало воскресенье. Да и то не для всех. Скажем, в дореволюционном Херсоне были совсем бесправные категории трудящихся (в первую очередь представители торговых профессий), для которых воскресенье не отличалось от иных рабочих дней, а единственными тремя выходными днями в году для них были Рождество, Новый год и Пасха.
Революция и «аграрные беспорядки» 1905 года вынудили царское правительство обратить внимание на существующее положение дел в трудовой среде. 15 ноября 1906 года на законодательном уровне был принят акт, утвердивший 6-дневную рабочую неделю с обязательным выходным в воскресенье. Однако законный выходной оказался весьма неудобным для работодателей, поэтому закон действовал лишь до тех пор, пока «свежи были воспоминанья» о беспорядках. Затем, как было отмечено в херсонской газете «Родной край», «…с наступлением реакции и упадка общественного настроения этот отдых был отменен…».
Спустя короткое время все торговые учреждения Херсона успешно работали в выходные и праздничные дни. Херсонская городская дума в борьбе с самоуправством торговцев смогла добиться лишь сокращения времени работы этих учреждений по выходным, ограничив ее тремя часами, с 9 до 12 часов пополудни. Тем не менее попытки сделать воскресный день выходным для всех категорий трудящихся продолжались.
Наконец в 1914 году была создана специальная «смешанная думская комиссия», приступившая к пересмотру обязательных постановлений о нормальном отдыхе торговых служащих. Комиссия пришла к выводу: «Все владельцы предприятий, ходатайствующие об оставлении торговли, торгуют и по субботам и, следовательно, желают торговать все 7 дней в неделю, что, понятно, противоречит всяким человеческим и божеским законам. Основным их доводом является то, что отсутствие воскресной торговли в городе вредно отразится на благосостоянии местных торговцев и разорит их. Ибо сельский потребитель, который приезжает в воскресные дни для разных закупок, будет их делать у себя в селе, где торговля в настоящее время развивается… Одним словом – наступит крах, который убьет всякую торговую жизнь в городе».
И всё же, несмотря на доводы торговцев, комиссия большинством голосов постановила отменить воскресную торговлю в Херсоне и объявить воскресенье обязательным выходным днем. Исключения были сделаны лишь для продавцов булочных, пекарен и кондитерских, которые должны были осуществлять торговлю в воскресные дни с 7 до 9 часов утра и с 5 до 9 часов вечера.
«Комиссия решила также во всех трактирных заведениях, пивных, ресторанах всех разрядов и прочих торговлях, торгующих спиртными напитками, а также в казенных винных лавках воспретить торговлю по воскресениям и праздничным дням. Накануне же этих дней закрывать лавки в 4 часа дня…»
Не успела местная пресса обнародовать решение комиссии, как в борьбу за сохранение воскресной торговли вступили иные силы. Херсонский биржевой комитет обратился в Городскую управу с обращением, в котором обстоятельно обосновывал свою точку зрения на воскресную торговлю. Несколько раз вопрос муссировался в думе, впрочем, безуспешно. Не сыграло важной роли и то обстоятельство, что в соседних крупных городах Одессе и Николаеве воскресная торговля была запрещена. Словом, после длительных перипетий меж высокими оппонентами всё вернулось на круги своя – воскресная торговля в городе была разрешена.
По словам херсонского старожила Иосифа Наумовича Векслера, оставившего прекрасные воспоминания о старом Херсоне и его жителях, правом единственного выходного дня, да и то в субботу, пользовался лишь персонал еврейских торговых лавчонок и магазинов: «По субботам евреи не торговали, магазины были закрыты, в субботу было грешно работать. В Одессе люди были более свободных воззрений и убеждений, и когда одесситы приезжали в Херсон по своим коммерческим делам, если они приезжали в субботу утром – пароход отходил из Одессы вечером и в 6 часов утра приходил в Херсон, – то этот день был потерян, так как магазины были закрыты и владельцы торговых предприятий сидели дома и праздновали. Одесситы ужасно ругались, что у них пропадает день, так как они планировали вечером уезжать из Херсона обратно домой в Одессу».
Сразу же после свершившегося в 1917 году Октябрьского переворота Совет народных комиссаров принял декрет «О восьмичасовом рабочем дне». Новое государство взяло под свой контроль соблюдение норм определенного законом рабочего времени. Отныне рабочее время не должно было превышать 8 рабочих часов в сутки и 48 часов в неделю. Воскресенье оставалось законным выходным днем.
В 1928 году был осуществлен переход к 7-часовому рабочему дню. Затем в 1929 году в СССР был проведен очередной беспрецедентный эксперимент и введен 5-дневный рабочий цикл, который состоял из пяти рабочих дней при шестом выходном дне. Одновременно с этим был введен непрерывный трехсменный график работы.
Чтобы более ясно объяснить суть пятидневки, стоит обратиться к издаваемым в тот период в СССР календарям рабочих дней. Дни недели такого календаря были раскрашены в пять цветов. Работники всех советских предприятий и учреждений также были разбиты на пять групп, которым присваивали цвета дней календаря. То есть по прошествии своей трудовой пятидневной недели каждая такая группа имела в шестой день определенный только ей выходной. Этот эксперимент был введен с целью максимальной загрузки оборудования и производственных площадей. Вот только происходившая после перехода на пятидневку путаница и различные бытовые неурядицы в разделенных разноцветными графиками рабочих дней и выходных семьях породили массу различных проблем.
Словом, уже к осени 1931 года эксперимент закончился, и новым постановлением был осуществлен переход на шестидневку. Однако если для нас шестидневка означает количество рабочих дней в семидневной неделе, то шестидневка образца 1931 года состояла из пяти рабочих дней и одного выходного. Календарный месяц разбивался на пять недель-шестидневок. Недели начинались 1, 7, 13, 19 и 25 числа. В конце шестидневки был выходной, который приходился на числа 6, 12, 18, 24 и 30. В феврале выходной назначался на последний день месяца или переносился на 1 марта. 31 числа считались сверхурочными днями и в шестидневки не включались. В таком виде шестидневная рабочая неделя просуществовала до лета 1940 года.
В связи с начавшейся Второй мировой войной 1939–1945 годов и напряженной международной обстановкой был издан Указ президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю» (шесть рабочих и один выходной). По окончании послевоенного восстановительного периода в 1956–1960 годы рабочий день в СССР вновь сократили до 7 часов при шестидневной рабочей неделе.
В 1967 году трудящиеся СССР получили хороший подарок: два законных выходных дня при пятидневной рабочей неделе. Этот график рабочих дней и выходных действует в Украине и поныне.