Сорок лет назад в Херсоне открылся художественный музей
27 мая 1978 года, накануне празднования двухсотлетнего юбилея Херсона, в городе произошло неординарное событие: здесь в торжественной обстановке состоялось открытие художественного музея
Экспозиция его разместилась в одном из наиболее красивых херсонских дореволюционных зданий, которое было построено в начале ХХ века в качестве административного Городской думы, по проекту и под руководством известного одесского архитектора Адольфа Минкуса.
Херсонцы и гости, посетившие в день открытия музей, были приятно удивлены большим собранием представленных здесь художественных произведений различных авторов, стилей и направлений. Несомненно, новый музей стал бесценным подарком к юбилею города, однако посетители его даже представить себе не могли, сколько сил, энергии и труда было затрачено на то, чтобы в Херсоне таки появился свой художественный музей…
В Херсоне был музей изящных искусств
Первая попытка создания подобного музея в нашем городе относится к далёкому 1912 году, когда по инициативе мецената князя Николая Гедройца и группы его сподвижников на первом этаже городского археологического музея был открыт музей изящных искусств. В нём были представлены живописные и скульптурные работы известных мастеров прошлого, фарфор, стекло, иконы и прочие экспонаты, представляющие художественную и историческую ценность.
В лихие годы революционные и гражданской войны хранителю музея Виктору Гошкевичу удалось практически полностью сохранить музейное собрание. А после победы большевиков музей пополнился массой иных, в основном национализированных у бывших владельцев, ценных экспонатов, а также иконами из закрытых в связи с политикой советского государства храмов.
Вот только увеличивший свою экспозицию художественный отдел музея, впрочем, как и сам музей, просуществовал недолго. Начавшаяся в 1941 году война перечеркнула дальнейшее его существование.
Основная часть коллекции, которую не успели эвакуировать на Восток, была полностью разграблена и уничтожена в период фашистской оккупации города. Так что уже после освобождения Херсона в 1944 году в докладной записке о состоянии музея его директор Исаков сообщал, констатируя факт: «Херсонский художественный музей (в помещении исторического отдела) следует считать несуществующим…».
В послевоенный период предпринимались попытки отыскать экспонаты и восстановить экспозицию художественного отдела музея, и в некоторой степени это удалось. Однако большая часть собрания оказалась утраченной безвозвратно.
Частично восстановленную после войны экспозицию херсонцы увидели вновь лишь в 1966 году.
Уникальное собрание могло исчезнуть бесследно…
Не секрет, что ещё с древних времён некая, пожалуй, совсем не малая часть человечества, была заражена вирусом коллекционирования. Коллекционируют буквально всё, что можно только себе представить: от пуговиц и спичечных коробков до великих произведений искусства, оцениваемых в баснословные суммы. Впрочем, стоит, наверное, чётко разделять настоящих коллекционеров, знающих о своём предмете всё, и собирателей-бессистемников.
К таким собирателям можно отнести и ленинградку Марию Ивановну Корниловскую, являвшуюся в своё время владелицей «несметных сокровищ» – бесценного собрания произведений искусства. Много различных слухов и газетных статей с элементами таинственной, детективной истории было связано с именем Корниловской в прошлом. А в 2010 году вышла в свет книга известной российской журналистки Натальи Метлиной «Всё о моей мафии», в которой она раскрывает тайные механизмы «неправедных» форм обогащения в разных сферах советской жизни.
Упоминает она о своём знакомстве с выдающимся антикварным вором-контрабандистом Моисеем Поташинским, который, в свою очередь, поведал ей историю Корниловской.Эта история вошла в книгу Метлиной: «Мария Корниловская была комендантом Васильевского острова. Она собрала несколько сот полотен в ленинградскую блокаду. Ходила по квартирам. Знала, кто чем владеет. И когда человек умирал, она забирала всё, что там висело. Сама Мария Ивановна жила в коммуналке, и все 40 метров её комнаты к концу войны оказались заставлены блокадными трофеями. Из “мёртвых” квартир к ней перекочевали Репин, Айвазовский, Машков. Не поднимаясь с маленькой лежанки, она все последующие годы сторожила свою скорбную добычу. Её сестра работала в столовой Морского университета и приносила ей объедки, коими та и питалась. На уговоры антикваров продать хоть одно полотно и начать жить по-человечески Корниловская отвечала категорическим отказом…».
Не увенчались успехом усилия ведущих музеев, в частности Государственного Русского музея, приобрести для своих фондов часть произведений, и даже попытка добиться этого с помощью судебных органов. Однако предвидя в будущем новые посягательства на свои сокровища, Корниловская обратилась к министру культуры СССР с предложением передать часть имевшихся у неё работ Луганскому художественному музею, городу, где прошла её юность. Передача 34 художественных полотен состоялась в июне 1962 года.
К началу 1960-х Марии Ивановне было уже под семьдесят лет, возраст вполне подходящий, чтобы решить, наконец, как быть с окружающим её богатством. Так на свет появился целый ряд завещаний, которые многократно переписывались из-за тяжёлого характера Корниловской. Поочерёдно наследниками её богатств были музеи Белоруссии, Крыма, «вновь открывающиеся» музеи Украины.
Наконец, Министерство культуры СССР сообщило Корниловской о планах открытия в Херсоне к 200-летней годовщине города художественного музея. Посетив Херсон по личному приглашению городского руководства и оставшись довольной горячим приёмом, Мария Ивановна вновь переписала завещание, теперь уже в пользу Херсона. Как оказалось, оно было последним: в 1976 году Корниловская умерла…
Впрочем, после смерти собирательницы у неё объявился наследник – сын, вице-адмирал Корниловский, не общавшийся с матерью последние тридцать лет, но через суд предъявивший свои права на коллекцию…
Эпопея с наследством…
2 января 1977 года директором создаваемого в Херсоне художественного музея стал Евгений Евсеевич Подольский, личность неординарная и уже известная в городе. Первым серьёзным делом для молодого директора (тогда ему было всего 27 лет) стало в прямом смысле спасение коллекции, завещанной Херсону Корниловской. Вместе с сотрудницами музея Светланой Афанасьевой и Надеждой Вагановой он отправился в Ленинград, где уже вступал в права наследования, не дожидаясь отведенного по закону срока, сын Марии Ивановны.
Как пишет в своей книге Наталья Метлина: «Сын после похорон стал разбираться с полотнами и часть продал Моисею Поташинскому. Моисей Залманович три дня возил на своих “Жигулях” картины из дома Корниловской… Большую часть картин Поташинский переправил в Израиль».
Пожалуй, слишком утомительным выйдет рассказ о боях с наследником и о дальнейшей эпопее, которую пришлось вынести и пережить представителям Херсонского художественного музея во главе с Подольским. Однако большая часть коллекции была спасена и с огромными трудностями доставлена в Херсон.
«И тут опять эпопея! – вспоминал в своих записках Евгений Евсеевич, – всё было заражено клопами, жучками-древоточцами и прочей гадостью (результат хранения в ненадлежащих условиях – А. З.). Хотели обработать на месте газом – бромистым метилом, но в центре города опасно.
Тогда я принял решение, которое мне удалось осуществить при активной помощи Херсонского морского порта. Все ящики были погружены в трюмы двух барж, баржи перетащили в специальный затон и там провели полную фумигацию – так называлась эта процедура…
Эта операция была уникальной, аналога в СССР не было – все экспонаты были сохранены, не повреждены, а вся нечисть полностью уничтожена! О таком другие музеи могли только мечтать!»
В сущности, эпопея с открытием в Херсоне художественного музея на этой беспрецедентной операции не закончилась. Хранившиеся несколько десятков лет в ужасных условиях холсты и экспонаты требовали незамедлительной реставрации, а времени до юбилея города оставалось совсем не много. Буквально за месяц до запланированного открытия в Херсон были приглашены лучшие реставраторы из реставрационных мастерских столицы Украины. В течение короткого времени картины и другие экспонаты были подготовлены к экспонированию.
А 27 мая 1978 года в Херсоне состоялось знаменательное событие – музей был торжественно открыт…
Послесловие
Около месяца назад, в апреле 2018 года, херсонское издательство «Надднепряночка» издало книгу «Пригоршня воспоминаний» в память о жизни Евгения Евсеевича Подольского, бывшего первого директора художественного музея, а вслед за тем – первого директора Херсонской областной универсальной научной библиотеки тогда ещё имени Алексея Горького, построенной на крутом берегу Днепра. В книгу вошли уникальные записки-воспоминания Подольского о жизни, работе, семье. Нашлось в них и место для повествования о перипетиях, связанных с созданием художественного музея.
Заключает повествование автор так: «Я не хочу останавливаться на пороках и добродетелях Марии Ивановны и делать интригующие предположения о том, как пополняла она своё собрание. Созданный благодаря дару Корниловской музей – это не только результат её собирательской деятельности, но и памятник самому коллекционеру, прожившему жизнь, которая не всегда подходит под мерки бытовой морали. Ей мы обязаны наличием в музее произведений выдающихся русских художников – Айвазовского, Капкова, Бакшеева, Крамского, Масонского, Серова, Саврасова (и этот перечень можно продолжать долго), а также произведений европейской живописи… Пополнился музей прекрасными мраморными скульптурами и образцами каслинского литья».
Остаётся только добавить, что в 1977 году открывавшийся в Херсоне художественный музей получил в наследство от Корниловской 500 картин, 400 старинных рам, несколько сотен иных ценных экспонатов, а также уникальный книжный фонд.