Завод карданных валов знавал лучшие дни…
После завершения Гражданской войны победой большевиков, в нашей стране начался процесс восстановления разрушенного хозяйства
К этому времени были национализированы все промышленные предприятия, некогда принадлежавшие частным лицам, которые дали начало развитию новых советских предприятий, с иной структурой управления и не похожим на дореволюционный уровень производства.
До революции крупнейшими херсонскими промышленными предприятиями были завод сельскохозяйственного оборудования Исаака Гуревича, а также механический и чугунно-литейный заводы предпринимателя Александра Вадона. Национализированный завод Гуревича, получивший новое название – завод сельскохозяйственного машиностроения им. Г. И. Петровского, – уже в начале 1920-х стал головным промышленным предприятием отрасли в Херсоне.
Бывший завод Вадона (ставший машиностроительным заводом им. Старостина) на Военном форштадте и вновь созданные в районе Забалки слесарно-кузнечные мастерские, стали вспомогательными производствами завода им. Петровского. Впрочем, довольно скоро, в начале 1930-х годов, оборудование и рабочие завода им. Старостина были переведены непосредственно в мастерские на территории завода сельскохозяйственного машиностроения.
Забалковские же слесарно-кузнечные мастерские были выделены в самостоятельное предприятие – обозный завод, подчинявшийся Всеукраинскому обозному тресту.
В 1933 году обозный завод, на котором в то время работали всего лишь несколько десятков человек, перепрофилировали в более серьёзное производство – моторный завод имени 15-летия рабоче- крестьянской Красной Армии со значительным увеличением штата. С этого времени завод начал свою историю специализированного предприятия машиностроительной отрасли.
Однако впереди у завода, впрочем, как и у всей страны, было серьёзное испытание на прочность – грядущая война.
В июле 1941 года оборудование завода и часть рабочих с их семействами были эвакуированы в Тюменскую область, в Ишим. В сжатые сроки был закончен монтаж оборудования – и предприятие приступило к работе на новом месте. А ведь моторов в период войны требовалось немало. Что пришлось пережить в далёкой Сибири с её суровым климатом эвакуированным заводчанам, пожалуй, теперь не узнать и не представить. Уж больно мало, за давностью лет, ветеранов завода на сегодняшний день осталось…Можно лишь констатировать, что производственная база эвакуированного из Херсона завода стала основой для рождения Ишимского механического завода.
Спустя три года, в 1944-м, у херсонских моторостроителей появилась возможность возвратиться в освобождённый в марте Херсон, где сразу же приступили к восстановлению заводских мощностей с перспективой создания более современного предприятия и увеличения производства. И опять, приложив все силы и старания, завод пустили раньше запланированного срока, а к окончанию в 1945 году войны завод уже вышел на прежний, довоенный уровень выпуска такой нужной для страны продукции.
В годы мирного строительства, а именно в 1958-м, Херсонский моторный завод был в очередной раз перепрофилирован теперь уже в предприятие по выпуску автомобильных карданных валов.
Поначалу заводом был освоен выпуск карданных валов к автомобилям Горьковского автозавода, потом созданы производственные мощности по изготовлению карданных валов для КрАЗа, конвейеров «Уралмаша» и Кировского тракторного завода.
Уникальность херсонского завода карданных валов заключалась ещё и в том, что завод являлся единственным поставщиком карданных валов для мощных отечественных тракторов К-700. В 1960–80-х годах продукция ЗКВ пользовалась повышенным спросом и поставляется базам «Сельхозтехники» более чем в 500 городов СССР и 40 стран мира…
К сожалению, в дальнейшем события конца 1980 – начала 1990-х годов негативно сказались на развитии завода. Сокращение производства и разрыв прежних партнёрских связей стали серьёзной проблемой, практически угробившей производство. Последние два десятка лет, несмотря на слабые попытки реанимировать пришедший в упадок завод, положение его остаётся весьма нестабильным.
А информационным поводом для этой публикации стало сообщение пресс-службы Главного теруправления юстиции в Херсонской области: в апреле Херсонская юстиция описала имущество завода карданных валов. Произошло это потому, что в области заработал штаб по взысканию задолженности по заработной плате. На 19 апреля завод входил в тройку предприятий, которые суммарно задолжали своим работникам почти 8 миллионов гривен. Напомним, что постановлением Хозсуда Херсонской области от 05.05.2014 возбуждено дело о банкротстве завода, назначен арбитражный управляющий. Сейчас всё недвижимое имущество, собственником которого является предприятие, находится в залоге банка. Долг перед 10 сотрудниками составляет 388000 гривен, и средства за имущество, которое можно будет продать на аукционе, пойдут на погашение этих долгов, заявил начальник отдела ГИС Корабельного района в Херсоне Сергей Третьяков.