Хозяева городских улиц…
Просматривая криминальную хронику в дореволюционных херсонских газетах, невольно обращаешь внимание на сообщения о слаженной и четкой работе местной полиции. И это при том, что практически до 1903 года в империи не существовало ни единого учебного заведения правоохранительных органов, где бы полицейский контингент проходил специальную подготовку
Обычно на работу в полицию попадали совершенно случайные люди, в основном из сельской местности, со слабым образованием, а то и вовсе без него. Тем не менее свою работу они выполняли с должным рвением, если, конечно, вышестоящее начальство было строгим и требовательным. Причем обязанностей в то время у стражей порядка было более чем достаточно. Всё, что происходило в городе, напрямую касалось прежде всего их служебных обязанностей. Это подчеркивал в обращениях к своим подчиненным назначенный на должность херсонского полицмейстера в начале ХХ века Дмитрий Иванович Шишкин: «Следует уяснить каждому полицейскому, что только мы, мы являемся хозяевами городских улиц, а значит, и ответственны за всё происходящее…».
Со вступлением в должность полицмейстера Шишкин ввёл неукоснительное правило: каждый случай преступления, зафиксированный в полицейских протоколах, подлежал тщательной проверке: «Не было ли допущено халатности и нерадения со стороны полицейских чинов в предотвращении оного…». Ну а с провинившимися полицейскими не церемонились: «…Городовые 1-й части Е. Шевченко и Л. Пшегодский увольняются со службы – первый по неблагонамеренности, а второй – за неоказание законного содействия частному лицу».
В то же время в газетах упоминаются случаи, когда полицейские чины, находясь не на службе, посвящали своё личное время работе, выслеживали и задерживали опасных преступников. Благодарность таким ревнителям службы объявляли во всех полицейских подразделениях, к тому же их скромное полицейское жалование пополняли премиальными от полицмейстера или губернатора в размере от 5 до 25 рублей. Деньги по тем временам весьма внушительные, ведь, скажем, жалование низшего состава полиции было всего лишь 13 рублей 50 копеек в месяц.
Из газет известно, что с помощью денежной премии пытались пробудить в нижних чинах полиции тягу к знаниям. Так, в одном из газетных объявлений полицмейстер обещал крупную премию тому городовому, кто укажет самую короткую статью в Своде законов Российской империи. Только не думайте, что это было так просто, ведь полное собрание Свода законов состояло из 100 томов! Ввиду громоздкости сего издания, каждый том которого включал по несколько тысяч страниц, в 1912 году появилось «неофициальное» издание Свода законов в пяти книгах.
И всё же как тут было справиться малограмотному сельскому жителю, ставшему блюстителем порядка и закона? Тяжелый груз обязанностей, возложенный на полицейских чинов, требовал определенных навыков и подготовки, которые никоим образом не могли заменить ни добросовестность, ни служебное рвение. Необходимый багаж знаний и навыков по охране правопорядка накапливался у полицейского лишь с течением определенного времени. Причем иногда длительного.
Периодически случавшиеся государственные реформы полицейского аппарата особых изменений в работу полицейской структуры не привносили. Полицейские, особенно нижние чины, оставались хоть исполнительными, но теми же обычными малограмотными деревенскими увальнями. Немало подтверждений этому можно отыскать в местной прессе. Так, один из городовых притащил к мировому судье задержанного им на бульваре франта, который обо-звал полицейского «субъектом». «“И что же, по-вашему, означает это слово?” – спросил полицейского судья. – “Ну, то же, что жулик или вор”, – был ответ стража порядка…»
Полицейский институт
Вообще стоит отметить, что Херсону, в сущности, везло с деятельными полицмейстерами, которые старались поддерживать работу полиции на должном уровне. Одним из таких руководителей был Константин Иванович Бессонов, вступивший в должность херсонского полицмейстера на исходе ХІХ века. На основе своего личного опыта полицмейстер Бессонов разработал подробный проект создания Полицейского института – учебного заведения, призванного исправить существовавшее положение дел в полиции: «Для всякой государственной и общественной службы у нас есть подготовительные, образовательные и универсальные учебные заведения, с совершенно определенными специальными программами. Для такого же сложного и первой государственной важности дела, как полицейское, у нас до сих пор не существует ничего такого, что могло бы дать начало полицейского образования и знаний…».
Далее следовал ряд пунктов, некоторые из которых, несомненно, заслуживают внимания. Так, по предложению Бессонова, новый институт должен был состоять из не менее чем двух курсов, подкрепленных ежедневными практическими занятиями поочередно не менее чем в трёх учреждениях «городской или уездной полиции, в распоряжении губернаторов, градоначальников и прокуроров». Всё это для того, чтобы полицейский новой формации мог яснее представить себе губернскую систему управления в действии, а также имел представление о взаимодействии государственных структур.
Студентами полицейского института должны были быть лица «из однообразного контингента людей, которые получили предварительное специальное образование и одинаковое воспитание в особом начальном учебном заведении». Основной упор полицмейстер Бессонов делал на детей полицейских: «Дети заслуженных полицейских чиновников должны пользоваться преимуществом при приеме в это учебное заведение и в известных случаях воспитываться бесплатно. А еще лучше было бы с самого начала открытия принимать в полицейские курсы лишь одних детей полицейских чиновников. Это явилось бы необходимой субсидией для чиновников полиции, которые, как известно, получают весьма ограниченное содержание».
Весной 1903 года, уже будучи переведенным на должность полицмейстера в Харьков, Бессонов предложил свой проект министерству внутренних дел. Возможно, его разработки стали основой для создания первой в империи полицейской школы, которая была открыта в Вильно уже в октябре того же года.
Полицейская школа
Первое полицейское учебное заведение страны изначально предъявляло к своим абитуриентам высокие требования. В школу принимали лиц в возрасте от 25 до 40 лет, имевших отличное здоровье, крепкое телосложение, высокий рост и представительскую внешность. Предпочтение отдавали нижним воинским чинам, уволенным в запас, как лицам, имевшим определенные военные навыки и наученным дисциплине. Не менее важными требованиями были русское подданство и православное вероисповедание. Лиц, уже имевших свидетельства на звание урядника или околоточного, при поступлении в школу подвергали экзаменам по всему курсу. Отобранные по физическим и моральным параметрам абитуриенты сдавали вступительные экзамены, состоявшие из трёх пунктов:
- Беглое чтение текста и толковый пересказ прочитанного.
- Грамматический диктант.
- Пользование четырьмя арифметическими действиями.
Принятые в школу должны были подчиняться строжайшей дисциплине. Кроме теоретических занятий здесь преподавали гимнастику, фехтование на шпагах, упражнялись в стрельбе из револьвера. Много времени уделяли и практическим занятиям. Ежедневно по графику одна из групп студентов дежурила в сыскном отделении, где учились порядку задержания преступников, проведению обысков и допросов, ведению протоколов. Вторая группа под руководством опытных полицейских урядников занималась охраной правопорядка в городских общественных заведениях. Третья группа изучала теорию в классах. На следующий день группы менялись ролями.
Впрочем, одного полицейского учебного учреждения на всю империю явно было недостаточно. Тем более что впереди уже маячили «аграрные беспорядки» 1905 года, названные впоследствии Первой Русской революцией, которые показали всю несостоятельность старого полицейского аппарата. Ведь до какого-то определенного времени законопослушные слои населения относились к своей полиции если не с любовью, то с почтением и уважением. Но после того, как в период погромов правоохранители оказались бессильными предотвратить беспорядки, а многие из них даже открыто примкнули к восставшим, отношение к полиции стало меняться.