Эпопея с внедрением электротранспорта в Херсоне продолжалась не один десяток лет
Повествование об истории появления в нашем городе троллейбусного сообщения, невзирая на его официальное 60-летие, нужно начинать всё же с 1900 года. Именно тогда городская дума приняла решение «об устройстве в городе Херсоне электрического освещения»
Подряд на постройку дизель-электростанции и городской энергосистемы включал в себя к тому же сооружение городской электротранспортной линии и введение её в эксплуатацию. Конечно, речи о троллейбусах в то время не было и в помине, хотя опыты с электроомнибусами (прототипами троллейбусов) за границей уже проводили, однако в Российской империи в тот период в качестве главного электротранспортного средства выступал трамвай. Посему, по примеру иных немногочисленных ещё отечественных «трамвайных» городов, в Херсоне было решено строить трамвайную линию.
Городская история не сохранила ни малейших следов начала работ. Тем не менее нельзя сказать, что предприятие провалилось, так как не нашлось желающих взять выгодный долгосрочный подряд на осуществление проекта городского электротранспорта. Напротив – их было достаточно много. Причём многие технические фирмы, предлагавшие Херсону свои услуги, носили известные в Европе имена. К примеру, «Сименс и Гальске» или же «Бельгийское анонимное общество электрической тяги и электрического освещения» – главный концессионер итальянских трамвайных линий. Однако, как всегда у нас бывает, после долгих раздумий подряд на строительство решили отдать «своему человеку» – родственнику одного из «думцев», предпринимателю Максимилиану Рындзюнскому. Получив подряд и оставив в залог 15 тысяч рублей (деньги по тем временам немалые), Рындзюнский некоторое время развивал кипучую деятельность и даже доставил в город первую партию строительных материалов, однако к работам так и не приступил и, наконец, всего лишь через месяц исчез из поля зрения херсонцев в Бельгии, оставив херсонскую городскую думу связанной по рукам и ногам контрактом.
Когда же спустя три года срок контракта истёк, городское руководство вновь приступило к поискам подрядчика и почти сделало свой выбор. Но тут началась русско-японская война, а вслед за ней – революционная смута 1905-го.
Только к 1907 году, когда порядок в стране был несколько восстановлен, один из гласных городской думы, известный меценат и весьма богатый человек, помещик Пётр Соколов предложил городу заём в 250 тысяч рублей для устройства в Херсоне электрического освещения. Причём проценты, причитавшиеся Соколову, должны были идти на благотворительные цели. Заём для города оказался весьма выгодным, и к работам приступили без проволочек, в самое ближайшее время. Вот только теперь местное самоуправление решило обойтись без общественного электротранспорта. Интересно, что в это время в местных газетах появились публикации о «непригодности холмистого ландшафта Херсона для осуществления трамвайного сообщения» и «страшилки» о нерентабельности электротранспортного предприятия.
Кстати, к электротранспорту, в частности к трамваю, Херсонщина имеет самое непосредственное отношение. В 1898-м в Алешках был похоронен умерший в крайней нищете здесь же в частном пансионе изобретатель трамвая на электротяге полковник Пироцкий. Первый электротрамвай Пироцкого начал перевозить пассажиров в Санкт-Петербурге 3 сентября 1880 года. Немцы же, братья Сименс, были лишь вторыми. Их трамвай пустили в путь на год позже, в 1881-году. Следующая попытка внедрения в Херсоне электротранспорта была предпринята уже в советское время, и опять это должен был быть трамвай. Однако по каким-то причинам уже готовое начаться строительство было свёрнуто, а изготовленные для трамвайной линии железобетонные конструкции использовали при возведении автомобильного моста через реку Кошевую.
В сущности, несмотря на свою достаточную экономичность, трамвай был бы всё же весьма шумным транспортным средством для нашего маленького города. А посему в 1959 году утвердили новый проект херсонского электротранспорта. Теперь в качестве городского транспортного средства решили использовать практически бесшумные и, как сейчас говорят, экологически чистые троллейбусы.
Херсонский троллейбус на старте
Первую очередь городской троллейбусной линии возводила опытная бригада монтажников, участвовавших в 1959 году в строительстве и пуске сложной троллейбусной магистрали Симферополь – Алушта, протяжённостью в 52 км. Одновременно с установкой в Херсоне опор электролинии на маршруте вели работы по устройству современного уличного освещения с использованием в качестве осветительных средств ламп нового типа. 23 апреля 1960-го на участке улицы Перекопской – от проспекта Ушакова до кондитерской фабрики тогда ещё имени Войкова – впервые в городе загорелись яркие люминесцентные лампы. А спустя пару дней, 25 апреля, 6 новеньких троллейбусов прибыли в Херсон.
К назначенному сроку были закончены все приготовления, испытана электролиния, и 10 июня 1960 года первый херсонский троллейбус маршрута № 1 вышел в свой первый рейс. Маршрут троллейбуса начинался у железнодорожного вокзала, проходил по проспекту Ушакова, улице Перекопской и заканчивался конечной остановкой у пересечения с улицей Хороводной (ныне Ладычука).
Самым первым троллейбусом, вышедшим на линию ровно 60 лет назад, управлял водитель В. А. Ляшенко. Пассажиров обслуживала кондуктор М. Т. Ягоджинская. В первый же день херсонские троллейбусы перевезли 11932 пассажира! К середине декабря того же года была испытана вторая очередь маршрута № 1, протянувшаяся от улицы Хороводной до хлопчатобумажного комбината. А официально первый городской маршрут № 1 в полном объёме начал функционировать с 8 февраля 1961 года.
Затем в 1962-м появился маршрут № 2: Железнодорожный вокзал – Кузни. Газета «Наддніпрянська правда» зафиксировала на своих страницах это неординарное событие: «…Ещё только вчера электрики хозяйничали на высоте, что-то проверяли и поправляли на опорах. А вот сегодня – трасса готова. Троллейбус прошёл мимо привычного поворота на Перекопскую, мимо улицы Горького и повернул на реконструированную улицу Ленина. На красном полотне, прикреплённом к кабине водителя, блестят слова: “Поздравляем строителей с досрочным окончанием строительства троллейбусного маршрута № 2!” Уверенно ведёт машину водитель первого класса, бывший лётчик Григорий Иванович Поддубный. Именно ему – лучшему шофёру троллейбусного управления – выпала честь открывать новый троллейбусный маршрут. И он внимательно прислушивается к “поведению” машины на ещё необкатанной трассе… Позади Кошевой спуск. Наконец – кольцо при въезде на мост через Кошевую. Здесь, около конечной остановки, собрались строители, представители общественности. Они приветствуют прибытие троллейбуса-“разведчика”».
Пробный рейс прошёл успешно 10 августа 1962 года. А утром следующего дня состоялось торжественное официальное открытие маршрута № 2. Пять троллейбусов пошли по новой трассе. Парк пополнился тремя машинами марки ЗиУ-5 – технически совершенными и, как тогда писали в газетах, «подобных которым нет ни в одной стране Европы».
Впоследствии почти ежегодно к существовавшим городским маршрутам прибавлялся новый, да и количество троллейбусов в парке неизменно росло. Хотя, впрочем, даже в этом случае троллейбусники с превеликим трудом справлялись со всё возраставшими объёмами пассажироперевозок. Ещё бы! К этому времени городской троллейбус прочно завоевал любовь горожан как удобное, экологически чистое и недорогое транспортное средство. Чтобы удовлетворить потребности херсонцев, с 1988 года на городские маршруты вышли троллейбусные поезда, состоявшие из двух машин. Экспериментальный выезд первой парной сцепки состоялся 8 июня 1988-го на маршруте № 12. Проба прошла удачно, и вскоре машины увеличенной пассажировместимости появились почти на всех городских маршрутах.
К началу 1990-х годов в Херсоне насчитывалось 15 троллейбусных маршрутов, а на улицы города ежедневно выходило более сотни машин.