«Живая фотография» в Херсоне
Кино любят, пожалуй, все без исключения, причём, похоже, во всём мире. Конечно, в нашем продвинутом веке уже невозможно представить себе, что были времена, когда кино попросту не существовало. Страшно подумать! Тем не менее, всё когда-то происходит впервые
Из старых херсонских газет нам известно, что впервые жители города увидели «живую фотографию», так вначале именовали кинематограф, в самом начале ХХ века: «25–26 мая на сцене театра демонстрируется “Американский биоскоп” – усовершенствованный матограф. Картинки, отражённые на экране синематографом, представляют собой крайне любопытное зрелище.
Для тех, кто имеет смутное представление о синематографе и никогда не видел его: иллюзия до того сильная, что трудно отрешиться от подозрения, что за прозрачным экраном находятся живые люди. Многие из картин скомбинированы чрезвычайно эффектно и остроумно, вызывают в публике, особенно в детях, неподдельный восторг и горячие аплодисменты. Жаль только, что все картины сопровождаются сильным мельтешением, отчего глаза сильно утомляются, и порой трудно бывает разобраться в картинах при той быстроте, с которой они сменяют друг друга», – писала газета «Родной край» в 1903 году.
Вообще стоит отметить, что в этот момент совершенно неизвестно откуда в городе появилась масса заезжих демонстраторов, знакомивших публику с волшебством кинематографа: «Первая гастрольная поездка отделения Одесского театра “Иллюзион” А. Кишлалова. Городской театр. В воскресенье 1 и понедельник 2 апреля известным демонстратором И. Готлибом даны будут два гастрольных представления ЖИВОЙ ДВИЖУЩЕЙСЯ ФОТОГРАФИИ…».
Да, «живая движущаяся» – это вам не просто застывшее фотомгновение, здесь уже явственно просматривается некая магия… Впрочем, магии при стоимости билета на сеанс от 15 до 40 копеек явно недоставало. По тем временам, когда фунт (453 г) хлеба стоил от 3 до 5 копеек, а фунт мяса можно было купить за 18 копеек, билет на киносеанс малоимущим обходился достаточно дорого. Посему первые киноафиши заманивали неискушённую публику изысканной рекламой: «Показ лучших по богатству репертуара картин, стоящих до 60 тысяч рублей…». Или: «Будут также демонстрироваться большие феерии в 400 метров длиной, раскрашенные в натуральные цвета».
О! Похоже раньше появления цветной плёнки херсонские зрители иногда смотрели таки, пусть по-прежнему немые, зато цветные фильмы.
«На экране прыгает зелёная надпись: “Жертва пампасов, или Три любовницы банкира”, в 8-ми частях, 2000 метров.
Зал чрезвычайно доволен и радостным хором гремит:
– В восьми частях! Две тысячи метров!.. Ого!..» – описывал в фельетоне «Банкир-бузотёр» сеанс немого кино Илья Ильф.
Примерно такой же восторг испытывали херсонские зрители, посещавшие местные биоскопы- кинотеатры, которых к 1917 году в небольшом Херсоне насчитывалось уже не менее десятка – чем больше метраж картины, тем более многообещающим сулил быть просмотр.
А вот ещё одна херсонская газетная реклама начала 1914 года: «Американский биоскоп. Учащимся разрешено. Сегодня демонстрируется “Спартак, вождь гладиаторов”. В 6 частях, 3000 метров длины, по знаменитому роману Эберса. Колосс сезона! Редкий шедевр! Торжество кинематографии! Для цельности впечатления картина демонстрируется по сеансам. Начало 1-го сеанса – в 6 ч. веч., 2-го – 8 ч., 3-го –10 ч.».
Вот ведь оказывается и в начале своего существования, к вящей радости зрителей, кинематограф успешно раскручивал многосерийные эпопеи, которые за рубль – рубль двадцать можно было смотреть с 18 часов (по новому «часоисчислению») и почти до полуночи.
Впрочем, подобные широкомасштабные исторические фильмы по тем временам были всё же редкостью.Чаще всего кинематограф развлекал публику мелкими, в 15–20 минут, комическими и видовыми картинами, собранными в полуторачасовой блок. А ведущие актёры становились кумирами кинопублики. Ну кто из прошлых киноманов не знал имён Веры Холодной, Ивана Мозжухина, Михаила Вавича, Веры Каралли, Дугласа Фербенкса (старшего), Чарли Чаплина или Макса Линдера? И пусть на наш искушённый взгляд роли первых актёров были несколько гротескны, наиграны и весьма наивны, однако пальму кинопервенства у них не отнять.
Знакомый зрителям по комическим картинам Макс Линдер – звезда первой величины в кинематографе начала ХХ века, был хорошо известен и херсонцам. В местных биоскопах с неизменным успехом демонстрировались фильмы с его участием: «Макс ищет невесту», «Макс – законодатель мод», «Макс – воздухоплаватель» и другие. А в 1913 году по Херсону пронёсся слух, что один из местных биоскопов решил пригласить на несколько выступлений знаменитого артиста, который, гастролируя по Европе, намеревался посетить соседнюю Одессу в двадцатых числах декабря. Херсонская публика замерла в предвкушении встречи с французским кумиром кинематографа.
21 декабря поезд с прославленным актёром прибыл на одесский железнодорожный вокзал. Сказать просто – Линдера в Одессе встречали восторженные почитатели, ничего не сказать… Их были тысячи, тех, кто собрался перед вокзалом, и тех, кто, не пожалев средств на перронный билет, подобрался к самому вагону, в котором ехал Макс. Мало того, почитатели взобрались на крыши вагонов, откуда неслось многократное «ура»!
Полиция, охрипшая от криков «Осади!», оказалась просто не в состоянии навести должный порядок.
Бедный французик, хоть и знаменитый, но не привыкший к проявлениям такого дикого восторга, смущённо улыбался и махал поклонникам тоненькой ручкой в кожаной перчатке. С большим трудом полиции и помощникам Макса удалось протиснуть актёра к автомобилю, который двинулся по Пушкинской улице сквозь массу почитателей таланта
Линдера, к Лондонской гостинице.
Три дня гастролей в Одессе были отмечены огромным стечением народа на улицах, где он появлялся. Каждый хотел увидеть вживую этого знаменитого киногероя. Однако подобный ажиотаж слишком утомлял самого Линдера, ведь Одесса была уже четвёртым городом в России, где ему довелось гастролировать. Поэтому приглашение на гастроли в Херсон – столицу губернии, было встречено им без особого энтузиазма. К тому же, приближались семейные Рождественские праздники… Короче, Макс херсонцев огорчил. Но фильмы с его участием продолжали пользоваться огромной популярностью.
В период начавшейся вскоре германской войны газеты сообщили, что актёр ушёл добровольцем в действующую армию, а ещё спустя какое-то время в прессе появилось сообщение о его гибели. Мало того, убитый горем Париж выпустил открытку, на которой Линдер был изображён в военной форме, с надписью «Убит под Льежем». Правда, впоследствии оказалось, что это неправда – знаменитый Макс жив. Злые языки утверждали даже, что сообщение о смерти Линдера было спланированной рекламной кампанией, но доказательств этому не нашлось, а может, в тот весьма сложный период их просто не искали. Как бы там ни было, а херсонские газеты торжествовали вместе с его почитателями:
«Опять он с нами! Линдер жив!
Всё так же весел и игрив!
Все ложны оказались слухи –
Ах, чтоб того заели мухи,
Кто первый слух о том пустил,
Что Линдер Макс в бою почил…
С этих строк в херсонском биоскопе «Ампир» начиналась стихотворная реклама фильма «Барометр супружеской неверности» с участием Макса Линдера.
Через два года в стране грянула революция, вызвавшая кровавую Гражданскую войну, после чего при новой, советской власти страна была занята восстановлением всех своих разрушенных структур. Наверное, потому, двойной акт самоубийства знаменитого комика Линдера и его жены осенью 1925 года был практически не замечен бывшими почитателями его таланта.