Что имеем – не храним
«Русский иллюзион и немецкий памятник» – под таким названием в начале прошлого века в херсонской газете «ЮГъ» появилась большая статья о культуре городского обывателя, о памяти и отношении к истории
Неизвестный автор статьи, спрятавшийся под необычным псевдонимом Дидадой, по-видимому, много путешествовал и очень хорошо разбирался в истории города и страны.
Главный вопрос, поднятый им в статье, звучал примерно так: «Что на сегодняшний день для жителей Херсона является основной достопримечательностью города?» Путем приведения несложных примеров автор доказал, что обывателю глубоко наплевать на историю города, да и сохранение исторических и архитектурных памятников его не сильно тревожит. В повседневной жизни горожанин отдает большее предпочтение наличию в городе иллюзионов (кинотеатров), ресторанов и прочих развлекательных учреждений.
Также автор сетовал, что вследствие такого отношения людей необерегаемые архитектурные сооружения и памятники-свидетели истории ветшают, разрушаются и, приходя в полную негодность, исчезают, не оставляя грядущим поколениям шансов на наглядное изучение истории.
Увы, всё, что тревожило автора сто лет назад, осталось актуальным до сей поры: красивейшие здания центра города перестраивают, сбивают уникальную лепнину, по-современному «облагораживают» фасады. Не далее прошлой пятницы в редакцию нашей газеты позвонил молодой человек, с возмущением поведавший, что на проспекте Ушакова, в одном из ремонтируемых старинных зданий, строители уничтожают лепнину. Специалистов по её восстановлению нет, да и денег едва хватает для проведения примитивного косметического ремонта фасада. Вот и выходит, что пройдет ещё лет 20–30 и превратится неповторимый старый центр Херсона в некое безликое подобие его отдаленных микрорайонов. А старый город останется потомкам только на фото, собранных коллекционерами-краеведами.
Как пример противоположного отношения к культуре и истории Дидадой приводит несколько эпизодов своего посещения Германии: «В этом доме ночевал Бисмарк, в другом несколько дней прожил какой-то Генрих Бранденбургский, там отдыхал после дороги какой-то Карл Саксонский и т. д. Всё это отмечено, выделено и сохраняется. Каждая улица, дом, площадь, носящие исторические имена, представляют для немца страницы истории, страницы его прошлого – великого фатерлянда. Дети при помощи учителя смотрят на эти страницы и читают без книг о лицах, событиях, благодаря которым создавалось их отечество. Еще ребенком немец учится уважать и любить свое прошлое».
В заключение автор рассказывает о своем посещении острова запорожской славы Хортицы, где его гидом оказался проживавший здесь немец. Он с гордостью говорил о прошлом острова. Он же показал автору остатки запорожских куреней, выложенных камнями, небольшую рощицу деревьев, под которыми, по преданию, императрица Екатерина завтракала и толковала с приближенными.
«Чудны дела твои, Господи! – восклицал далее автор. – Выходило так, что этот Иоганн или Фриц был хранителем реликвий славного, боевого запорожского прошлого. Если бы остров принадлежал русским, то от их хозяйствования на нём ничего бы исторического не осталось. Наш “добрый русский мужичок” повыдергал бы из куреней все камешки, а деревья царицы Екатерины срубил бы и свез на базар». Впоследствии всё так и случилось. Как же мы, современные херсонцы, похожи на этого «мужичка», уничтожающего прошлое своей страны! Выходит, сущность наша за 100 лет ничуть не изменилась? Обидно!