Херсонская Масленица 100 лет тому
Народный обычай празднования Масленицы уходит корнями в глубину веков и имеет в своих истоках языческое начало, связанное с окончанием зимы и приходом весны. Этот праздник отмечали в день весеннего равноденствия. Он был предвестником начала подготовки к полевым работам. С глубокой древности его символом была круглая злаковая лепешка, олицетворяющая собой Солнце и живое весеннее тепло. Значение этого культового торжества, в котором закладывалась основа будущего урожая и вместе с ним благополучия общины, для наших предков было так велико, что даже после искоренения язычества и принятия христианских канонов оно осталось. Мало того, праздник стал предварять начало Великого поста перед самым главным христианским праздником — Светлым Христовым Воскресеньем. По церковным канонам, в масленичную неделю еще разрешается потреблять молочные продукты, но уже предписывается полный отказ от мясных (мясопустная неделя). Зато не возбраняется церковью в этот период веселиться «на всю катушку». Интересно, что итальянские и испанские карнавалы имеют одно общее начало со славянской Масленицей. Ведь карнавал в переводе с итальянского означает не что иное, как «Прощай, мясо!»
В Херсоне, как и везде, Масленица была одним из наиболее любимых народных праздников. В преддверии его на площадях города (в частности, на современной площади Свободы, носившей ранее название Ярмарочная) устраивали различные увеселительные аттракционы. С самого раннего утра их осаждали школьники и гимназисты, у которых в эти дни начинались «масленичные вакации», то есть каникулы. Рядом с аттракционами торговцы предлагали разные сласти и лакомства, охотно разбираемые веселящейся публикой. Тут уж в веселой праздничной суматохе ни городской санврач, ни вездесущая полиция не могли контролировать качество «самопальных» сладостей, хотя отдельные попытки выявления сахариновой продукции все-таки случались. Предчувствуя снижение доходов во время грядущего поста, владельцы крупных продовольственных магазинов старались всячески привлечь покупателя, рекламируя в городской прессе «эксклюзивность» своего товара: «Обширнейший магазин И. Я. Майлера в Херсоне на Суворовской улице, телефон № 159. Предлагает кроме колоссального выбора масленичных товаров, уже объявленного, только что полученные свежие устрицы, рябчики, навагу, копченые окорока, соленые фисташки, знаменитые сливочные помадки, конфекты (это не опечатка. — Прим. авт.) «Софи», «Фанкони», «Пок» и другие гастрономические товары». Не отставали от них и владельцы кафе и ресторанов: «Ресторан при Одесской гостинице Викерта. Ежедневно: московские блины со свежей икрой, малосольной лососиной, двинской семгой, капчужками, тешкой, ачуевской икрой и сметаной». Конечно же, все эти яства предлагались людям с приличным достатком, или тем, кто хоть изредка мог себе это позволить. Бедное же население довольствовалось продукцией скромных лавчонок и грязных питейных заведений, где спиртное текло рекой. После праздничных возлияний наступало время «активного отдыха». Обыватели Забалки обычно избирали для него Запорожскую улицу, где устраивали костюмированные маскарады, часто заканчивающиеся всеобщим мордобитием. Иногда, правда, случались исключения, отмечаемые местной прессой как события «из ряда вон выходящие»: « Масленица Забалкой прошла сравнительно спокойно, без обыкновенных уличных безобразий. Ряженых было свыше ста человек», — констатировала местная газета «ЮГъ» в 1908 году. Обычным же продолжением праздничных маскарадов было приставание пьяных, ряженых к прохожим с требованием денег на водку. Чаще всего назойливые требования превращались в банальный грабёж с применением грубой силы.
Для представителей интеллигенции и средних слоев населения городское самоуправление и многочисленные благотворительные организации, в зале городского собрания (ныне ДК Судостроителей, улица Ленина, 7. — Прим. авт.), устраивали масленичные вечера, балы, маскарады. Причем в средствах на такие мероприятия явно не скупились. Один из таких вечеров, устроенных супругой херсонского губернатора, председательницей благотворительного общества Софьей Александровной Бантыш, был описан в херсонской прессе до мельчайших подробностей: «…Удачно представлен в зале «Вечер в Венеции», с огнями в окнах венецианских замков. С иллюминацией на улицах и непременной гондолой и гондольерами с мандолинами. Переносящий вас в прекрасную Венецию. Красивый грот с шампанским. Приятно сервированные столы с закусками и напитками. Два хора музыки, пение артистов городского театра. Венецианский карнавал, пестрота костюмов, цветы — все это придавало вечеру особое торжество».
Автором и исполнителем необычных декораций был театральный художник-декоратор Михаил Михайлов. В малом зале городского собрания для всех участников устраивали беспроигрышную лотерею. Здесь также можно было прокатиться с деревянной горки на приз. Вход на такие мероприятия был платным. Самые дорогие билеты — 2,5 рубля — приобретали участники маскарада. Зрители, располагающиеся на «хорах», могли приобрести билеты вполовину дешевле. Для участников маскарада предусматривали ценные призы за лучшие костюмы. Так, во время празднования Масленицы 1908 года для мужчин такими призами были: альбом, чернильный прибор и 2 канделябра. Для женщин: серебряный туалетный прибор, серьги с бриллиантами и рубинами, вазочка для цветов.
Кроме того, разыгрывали «приз для публики», в розыгрыше которого участвовали только те, кто приобрел билеты в «маскарадный зал». Ровно 100 лет назад таким призом стал серебряный столовый прибор на 12 персон. После торжественной раздачи призов зрителям, находившимся на хорах, разрешали спускаться в зал и принимать участие в общем веселье, которое продолжалось до трёх часов ночи.