Самодеятельность, которую мы потеряли
Как человек, некогда сопричастный к самодеятельному творчеству, выскажу субъективное мнение: в новом государстве мы потеряли сильную духовную структуру, которой в своё время была художественная самодеятельность
Финансово-материальное государственное обнищание повлекло за собой обнищание духовное. За короткий период прекратили свое существование большинство кружков и студий, закрылись клубы, изменили свой профиль Дома и Дворцы культуры. Достойной замены художественной самодеятельности не нашлось. Бездушной альтернативой одностороннего общения масс стал телевизор с его пропагандой гламура и насилия.
К сожалению, мне не удалось обнаружить официальные статистические данные по самодеятельным коллективам Херсона в советский период. Однако смею заверить: цифра оказалась бы внушительной. Ведь по статистике 1976 года, в несуществующей нынче стране в коллективах художественной самодеятельности занимались 14 миллионов взрослых и 10 миллионов школьников! С ними работали 150 тысяч штатных и свыше 500 тысяч общественных руководителей. Число коллективов, удостоенных звания «народный», то есть по уровню своему являющихся высокохудожественными коллективами профессионального уровня, составляло свыше 4500 единиц.
Если не ошибаюсь, только в херсонском Доме культуры нефтяников звание «народный» носили 5 коллективов из 17 действовавших! Не меньше «народных» было и в иных отраслевых ДК Херсона.
Не буду говорить об идеологической направленности репертуара коллективов – тут уж государство в лице цензоров-секретарей парторганизации и просто лиц, ответственных за выполнение гениальных планов партии, было всегда начеку. Скажу лишь, что это же государство оказывало серьёзную помощь в развитии самодеятельности. К содействию были подключены Госплан, Министерство торговли, Госснаб, Министерство бытового обслуживания населения, Министерство лёгкой промышленности и другие высшие инстанции. Их обязали «принять меры по обеспечению художественной самодеятельности недорогими материалами в необходимом ассортименте для изготовления костюмов. Тканями, кожевенными товарами, фурнитурой, отделочными и другими материалами». Министерству бытового обслуживания населения при взаимодействии с Министерством культуры предписывали «организовать повышение квалификации специалистов художественного профиля, предприятий системы с целью освоения ими специфики изготовления костюмов для художественной самодеятельности».
Действительно, декорации и костюмы самодеятельных коллективов 1950–1980 годов ничем не уступали костюмам и декорациям профессионалов. В моем архиве нашлись несколько старых фото сцен из спектакля, поставленного режиссёром Дома культуры имени В. И. Ленина завода имени Г. И. Петровского Иваном Мыльным по одноименной поэме Тараса Шевченко «Петрусь». Как видите на фото, и костюмы, и декорации, выполненные художником клуба Николаем Сальниковым, вполне профессиональны. Об игре актеров судить не берусь – спектакль не видел. Но уверен, что играли самодеятельные артисты прекрасно. Иначе не просуществовал бы этот театр с начала 1920-х годов до начала нынешнего века и не носил бы более 40 лет почётное и ко многому обязывающее звание «народный».