Трясину победили в советское время
Еще в начале XIX века посещавшие Херсон путешественники констатировали непроходимость городских улиц в осенне-весеннюю распутицу. Да что там далеко ходить – начало века прошлого также погрязло в беспросветной херсонской грязи.
«Недавно мне пришлось видеть, как переправляется учащаяся детвора несчастных военнофорштадцев через омуты, потоки воды и буквально непролазную грязь. Один гимназистик, переходя дорогу, ведущую мимо Александровского парка ( ныне парк имени Ленина. – Прим. авт.) в первые крепостные ворота (район кинотеатра «Юбилейный». – Прим. авт.), попал в грязь. Причем погрузились не только калоши, но и сапоги, которые он так и не смог вытащить из грязи, и принужден был в одних чулках продолжать путь на злосчастное Военное. Около бурных потоков воды собрались извозчики, которые перевозили взрослых и детей на “другой берег” за две, а потом и за три копейки…»
Так описывал распутицу 1901 года очевидец. И хотя городская управа исправно занималась замощением городских улиц, к началу советской эпохи лишь отдельные центральные, а также припортовые улицы стали действительно «европейскими».
Улица И Кулика в Херсоне в 1965-66 годах. Уже к началу 70-х здесь был положен асфальт |
В советском Херсоне всерьез городскими улицами занялись лишь после Великой Отечественной войны. Отныне ежегодно к уже имеющимся улицам с твердым покрытием добавлялись десятки километров новых. Это касалось также и недавно возведенных, еще по-настоящему не обжитых районов города, где к строительству дорог приступали непосредственно перед сдачей жилых объектов приемной комиссии. Так что асфальтированные улицы Херсона, по которым мы ходим сегодня, это целиком и полностью заслуга ушедшей советской эпохи, а не итог обещаний сладкоречивых «хозяев» современности.