«Мчить по вулицях Херсона “Запорожець”»…
Ровно 50 лет тому назад, в конце апреля 1960 года, на улицах Херсона появился первый отечественный малолитражный автомобиль
Создание первой советской малолитражки было напрямую связано с желанием «утереть нос Западу». Никита Сергеевич Хрущев, выдвинувший в качестве жизненного тезиса ленинско-сталинскую идею «догнать и перегнать», уже в мае 1957 года превратил её в главную государственную цель. Весь смысл этого авантюрного политического плана сводился к тому, чтобы в течение ближайшего десятилетия «перегнать» Америку по всем экономическим показателям и уже к 1980 году построить коммунизм.
В соревновании двух политических систем то обстоятельство, что Советский Союз не обладал серьезным потенциалом и опытом отечественного автомобилестроения, не имело никакого значения. И всё же… Соответствующее постановление Центрального Комитета утвердило создание в стране автомобиля, «доступного широким массам трудящихся». Для начала «за бугром» подыскали подходящую малолитражку. Ею оказался недавно появившийся итальянский «Фиат 600». Конструкторское бюро московского завода малолитражных автомобилей принялось за дело. Однако создать полную отечественную копию «итальянца» было нельзя – автомобиль должен был быть все-таки советским. Поэтому в конструкцию внесли значительные изменения. Они повлекли за собой определенные трудности во взаимодействии отдельных узлов нового авто.
Длительное время не могли решить проблему с подходящим двигателем – советская промышленность ничего подобного не производила. Предлагали даже укомплектовать малолитражку мотоциклетным движком! Представляете, как выглядел бы на трассе сей «кашляющий» и «чихающий» шедевр? Время, отпущенное Хрущевым на создание отечественного авто, быстро истекало, а работы почти по каждому автомобильному узлу было невпроворот. Подключили другие отечественные конструкторские бюро. В частности, институт НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт), занимавшийся разработкой новых двигателей на базе «Фольксвагена» и «BMW», и конструкторские бюро военно-промышленного комплекса. Совместными усилиями дело сдвинулось с мертвой точки. К этому периоду производство перевели в Запорожье – на бывший завод сельхозмашин «Коммунар», где в ускоренном темпе началось устройство нового автопредприятия. В конце 1950-х годов первые опытные образцы нового автомобиля, получившего официальное имя «ЗАЗ-965», появились на дорогах страны (на фото), где проходили испытание в «полевых условиях». К этому времени многие предприятия Украины уже получили заказ на изготовление деталей и различных узлов к новым машинам. Не обойден был госзаказом и Херсонский электромашиностроительный завод, начавший производство стартеров и генераторов для малолитражки.
Перед майскими праздниками 1960 года один из таких опытных «Запорожцев» в сопровождении представителей Мелитопольского моторостроительного завода прибыл в Херсон. Новое авто, разъезжавшее по улицам нашего города, притягивало взгляды горожан и наполняло их сердца гордостью за свою страну. А уж после интервью водителя авто Черникова, опубликованного в местной газете «Наддніпрянська правда», гордости за отечественное автомобилестроение стало еще больше: «По міцності, витривалості і економічності “Запорожець” не має собі рівних серед машин найлегшої ваги. Машина не потребує багато бензину. Пального в баку місткістю 33 літри досить на 500 кілометрів шляху, при “крейсерській” швидкості 70–75 км/год.». Статья называлась «Мчить по вулицях Херсона “Запорожець”».
18 июля 1960 года один из образцов уже испытанного дорогами страны авто был доставлен для «высочайшей демонстрации» в Кремль. Водитель-испытатель завода «Коммунар» А. Скидаенко покатал Никиту Сергеевича под окнами Совета министров СССР. Машиной Хрущев остался весьма доволен. Еще бы, такой «плевок» в сторону Запада! Осенью того же года новые народные автомобили поступили в продажу. Цену первому «Запорожцу ЗАЗ-965» определили в 1800 рублей. Правда, людская смекалка тут же перевела её в более подходящее понятие: на тот момент поллитровая бутылка водки стоила 1 рубль 80 копеек, и «по-народному» цена первого «Запорожца» равнялась ровно тысяче «поллитровок»! А еще, «оценив» внешний вид и салонные удобства авто, народ метко окрестил новую машину «горбатый». Тем не менее после появления этого относительно недорогого «горбатого» и началась эра современного украинского автомобилестроения.
Теги: авто