«Что ждет пассажиров авто на наших дорогах?»
В одной из прошлых статей я рассказал о будущем городском голове города Николаева Николае Павловиче Леонтовиче, посетившем в 1901 году на автомобиле соседний Херсон
Судя по публикации в местном херсонском «Юге», его автомобиль, построенный фирмой Куделя в Аахене, стал первым авто, увиденным херсонскими обывателями в своем городе.
В течение первого десятилетия нового ХХ века недавно появившийся на дорогах мира автомобиль претерпел существенные изменения в своей конструкции и добрался до самых «медвежьих» уголков, где существовали хоть сколь-нибудь приличные дороги. Даже в захолустном, хоть и губернском Херсоне появились свои личные автомобилисты.
Конечно, благодаря тому, что стоимость авто была весьма высокой, первыми владельцами автомобилей стали зажиточные горожане. В числе первых оказались помещик-новатор Линке, бывший городской голова Волохин, уездный предводитель дворянства Скадовский и городской меценат Соколов. Уже к концу первого десятилетия по Херсону разъезжало более десятка личных авто. И это не считая зачастивших в губернский город автомобилей из иных городов.
Первые появившиеся в империи авто были собраны за границей. В основном в Германии, Австро-Венгрии, Франции, Бельгии. А так как пошлины на ввоз авто были до смешного низкими, то импорт авто из-за границы возрастал из года в год. Так, если в 1901 году в страну было ввезено всего 44 машины, то в 1907 году их уже было 563.
Впрочем, хотя низкие пошлины и не содействовали появлению и развитию отечественного автостроения, в этот период расцвета автотехнического прогресса «изобретать» и строить автомобили пытались все, кто имел хоть малейшую возможность делать это. В местных херсонских газетах можно найти сообщения о совершенно новых оригинальных конструкциях авто, придуманных и построенных местными кулибиными. Так, в одном из номеров «Юга» появилось сообщение о неком гимназисте, который придумал и построил оригинальный автомобиль («амфибию», как сказали бы в более позднее время): «при подъезде к водной преграде с помощью рычага автомобиль превращается в моторную лодку».
Еще в 1904 году некто Генрих Петитманжер, британский инженер, предложил Херсонской городской управе проект автомобильного сообщения между соседними городами – Херсоном, Николаевом, Одессой. Причем проект этот был весьма любопытным и включал в себя важные ключевые моменты, такие как, скажем, отчисление 10 копеек с каждого билета в пользу земской больницы и отправление по маршруту даже при наличии единственного пассажира (и это при том, что Петитманжер предлагал использовать для перевозки пассажиров двухместные авто). В том случае, если пассажиров будет много, предприниматель должен был предоставить дополнительное авто.
Стоимость проезда из Херсона в Николаев предполагалась в три рубля, из Николаева в Одессу – пять. Вместе с тем каждый пассажир имел право перевозить с собой бесплатно до двух пудов (32 килограмма) багажа. Вес свыше оплачивался по таксе 1 копейка/фунт (453 грамма).
Скорость движения предусматривалась не менее 10 верст в час, однако не более сорока на отдельных прямых участках дороги. Путь между Херсоном и Николаевом рассчитывали преодолевать не более чем за шесть часов. Между Николаевом и Одессой – 12.
Кроме того, как и при перевозке омнибусами, рассматривали устройство между городами промежуточных пунктов отдыха, а в самих городах станций «с комнатами, прислугой и самоваром с оплатой в 20 копеек». Остановка на промежуточных станциях между Херсоном и Николаевом предусматривалась не более чем на полчаса. Между Николаевом и Одессой – час.
Самое интересное, что у нового «общественного» транспортного средства тут же нашлись свои противники. Буквально сразу же после опубликования рассматриваемого городской управой проекта (в начале века существовала практика ставить население города в известность о предполагаемых думой шагах) в «Юге» появились скептические публикации: «Что ждет пассажиров авто на наших грунтовых дорогах? Только в кошмарном сне можно представить это! Мчимся на автомобиле со скоростью 40 верст в час. Путь наш усеян трупами собак, кошек, гусей, кур и пр. и пр. живности, раздавленной быстро несущимся автомобилем…
Путешествуя в омнибусе, вы всё же уверены, что когда-нибудь доберетесь собственными средствами до Николаева. На авто не то: стоит лишь лопнуть шине, и вы сидите в некотором роде на мели, в ожидании спасения из ближайшего города. Кроме того, омнибус имеет еще много преимуществ, и, взвесив хорошенько все Pro и Contra, вы, как и я, будете желать, чтобы мы путешествовали в Николаев по старому способу. Способ хотя и не совсем приятный, но испытанный и верный».
Многие из местных обывателей поспешили высказаться против проекта Петитманжера: «Как определить ответственность предпринимателя перед проезжающими, которые могут понести значительные утраты, если их лошади, напуганные авто, разнесут экипаж. Также и цена за проезд слишком высока, да и вообще, у проекта много недостатков»… Словом, проекту англичанина хода не дали…
Следом за ним проект по устройству пассажирского автосообщения теперь уже в самом губернском городе Херсоне предложил барон Рено. Впрочем, пусть вас не смущает сия фамилия, созвучная в будущем французской автомобилестроительной корпорации.
В Херсонской губернии имелся свой Рено. Барон Михаил Александрович Рено, русский офицер, будущий член III Государственной думы (1907 года), крупный землевладелец Херсонской губернии, по сути своей был страстным автомобилистом. В публикациях того периода можно встретить немало сообщений об участии барона Рено в различных сложных автопробегах. Впрочем, несмотря на всю его популярность, предложение барона не было принято.
В 1905 году этот проект с некоторыми изменениями попытался внедрить в жизнь обывателей Херсона бериславский мещанин Пономаренко. Причем он предполагал использовать для перевозки пассажиров уже подобие автобусов: «Авто на резиновых шинах будут вмещать 16 человек. В зимнее время будут отапливаться (при помощи своеобразных дровяных “буржуек”. – Прим. авт.). Скорость езды не более 15 верст в час». Стоимость проезда в авто Пономаренко предусматривалась не выше 5 копеек. Возможно, проект этот был бы вполне приемлемым для Херсона, однако он также не был принят. Теперь этому помешали сложившиеся в губернии обстоятельства. В частности, аграрные беспорядки Первой русской революции.