Речь предводителя дворянского собрания Херсонской губернии господина Жарких — Шмигельского В.Б. на первом съезде российского дворянства в день его открытия 20 ноября 1992г. в Москве.
Господа! Мне предоставлена честь сегодня от имени Херсонского губернского Дворянского собрания приветствовать предводителя Российского дворянства князя Голицина, членов Совета Дворянского собрания, членов депутаций и поздравить всех с тем знаменательным событием, участниками которого мы ныне являемся.
В самом определении нашего съезда — “Первый” — звучит боль десятилетий и радость сего дня. Идет радостное собирание дворянства: рассеянного, вырезанного под корень, память о которому казалось, навечно стерта в сознании народа. Но сильны, живучи оказались эти корніїу уходящие в столетия, ибо видим мы, с волнением и надеждою в сердце, их прорастание.
Никому не дано знать Промысел Господен. Надлежит между тем знать о смысле возрождения дворянства. Ибо не догадываясь о нем, не определить свое место в мире и не выбраться из потемок.
Дау одна из благородных задач наших — вспомнить достойные дела наших предкову воздав им должное у почтить их светлую память. Это прошлое наше и нашего народа. Но есть и будущее, без устремлений к которому нет настоящего, пусто оно. Для какого же дела вызвано из небытия дворянство? Что определено для исполнения ему?
Сегодня нам предложено обсудить и принять Концепцию общественно-политического развития. Поэтому ограничу себя рассуждениями по поводу таковой. Первым вопросом , представляющимся наиболее важным и вместе с тем — опасным, есть вопрос о политической деятельности Дворянского собрания. Сразу должен заметить, что наше губернское Дворянское собрание, также как и Российское, при своем возникновении сразу же заявило о своей аполитичности, записав это в свой Устав. Означает ли это, что мы ограничили свое поле деятельности, и не должно ли это пониматься как проявление нашей слабости, как тактика, избранная для настоящего момента? Ведь мы хорошо знаем мнение, по которому “ отрицание политики есть тоже политика”. Поэтому нам нужно определиться в своем понимании того, “что есть политика?”
Сущность политики в вопросах о власти и о собственности. Ни того, ни другого мы не ставим. Это не должно пониматься так, будто дворянство от чего то отказывается: видя бедствия и страдания народа, поругание народных святынь, угрозу Православной Церкви -отворачивается с безучастием. Это было бы недостойно понятия дворянина. Но если мы все же утверждаем, что не стремимся к власти, то только лишь потому, что хорошо понимаем: власть, если к ней идут не ради обогащения, хотя бы путем разорения государства и обнищания народа, и не ради удовлетворения своего тщеславия и собственной гордыни — есть огромная ответственность, большой труд и самопожертвование. История тому учитель. Наши предки достаточно утвердили себя и свои роды в истории и сознании нашем, чтобы и мы пребывать доныне могли в самосознании собственного достоинства, будучи, тем самым, свободны от мелких и суетных мечтаний.
Да, мы не стремимся к власти, но если Господу будет угодно и если народ, в боли страданий и унижений, посреди нищеты и развалин, — поймет, осознает ложность многих своих идей и преступность многих своих дел и ради очищения и осветления своей души, ради собственной более достойной человека жизни и ради счастья своих детей, которые уже смогут тогда уважать своих родителей и помнить о них с благодарностью, — покается в грехах своих и призовет к власти достойных… то дворянство, приняв в свои ряды живые творческие силы, будет готово вновь возложить на себя тяжкий крест служения.
Ныне же, когда мы говорим о своей непричастности политике, это означает, в первую очередь, отстранение от политиканства, в форме которого только и существует современная политика, внешне выражающаяся в борьбе различных партий и групп. Исходя из того, что партия в переводе с французского означает “часть”, и как часть противостоит, до полного вытеснения или упразднения, всякой иной части, а также всему целому, пытаясь отождествить себя с этим целым, нельзя считать такое положение естественным и мудрым.
Церковь наша не устает возглашать идущее от Господа нашего — “Мир вам!” И мы стоим на этом основании. Могут возразить, что дворянство, как сословие, также есть лишь одна часть, не все общество, не весь народ. Однако отличие сословного устроения от партийного — существенно. Ибо никакое сословие не может быть без всех иных сословий. Каждое есть органичная часть цельного организма, бытие которого определяется состоянием его частей и гармонией их.
Таким образомt миссия дворянства — это бесспорно и несомненно — служить возрождению всех сословии: духовенства, крестьянства, купечества… во всей полноте и силе их ради достижения полноты жизни и цельности бытия. И это делание может быть совершаемо под знаменем делания культуры, если под таковой понимать основу бытия народа, ту основу, из которой уже произрастает здоровая экономика и мудрая политика.
Как видим, задачи большие и дел много. Перед некоторыми мы стоим в нерешительности и растерянности, ибо слишком велики и неподъемны на вид кажутся. А кое-что мы со вздохом называем только мечтою, потому-что обыкновенная реальность не оставляет места для него. Но вспомним из восточной философии, из буддизма понятие “майя”, “иллюзия”. Вывод философии и истории тот, что реальность не устанавливается ни желанием какого-либо субъекта ни даже большинством голосов из народа. Реальность есть только то, что утверждено в Боге в Истине! Отвратимся же от своего личного человеческого разумения, а вместе с тем, от неверия — ибо слаб человек. Будем дерзать и верить. Сегодня свой съезд мы начали с молитвы к Господу о ниспослании благодати и помощи… Но для Господа нет невозможного. И доказательство тому — наше воскрешение из мертвых, наш съезд. А значит — «С нами Бог! Кто против нас?».