Конокрадство в Херсонской губернии
«В числе бичей, поражающих южно-русское сельское хозяйство, далеко не последнее место занимают кражи домашних животных».
Из отчёта Херсонского земства, 1896 годСчитают, что конокрадство существовало с того времени, когда человек приручил лошадь. И именно тогда это преступление расценивали как однно из самых тяжких. Сейчас бытует мнение, что конокрады обязательно должны были быть ромами, но это не так. Большинство конокрадов были жителями соседних сёл, а многие крестьяне просто бросили свое хозяйство, олностью «отдавшись» краже лошадей. В некоторых губерниях даже существовали неофициальные конокрадческие артели!
Вопрос о конокрадстве часто стоял на повестке дня земских собраний Херсонской губернии. Особенно серьёзно земские деятели повели борьбу с этой проблемой в середине XIX века. Первыми шагами Херсонского уездного земского собрания были принятые 16 сентября 1865 года решения о привлечении сельских общин к ответственности «за порочные действия членов сельских обществ». За каждого пойманного вора предусматривали взыскивать с его общины штраф в размере 25 рублей в пользу больниц, училищ или общественных заведений. Но вскоре херсонский губернатор отменил действие этого решения как «незаконного, несправедливого и во многих случаях неисполнимого». Другие земства такого решения не поддержали. А тем временем конокрадство развивалось. В среднем ежегодно убытки крестьян только Херсонской губернии составляли порядка 145 тысяч рублей. Понятно, что это была очень большая сумма! Даже губернатор сравнил конокрадство со стихийным бедствием.
Министерство внутренних дел империи тоже было обеспокоено этой проблемой. Как результат – от полицейских чинов всех губерний требовалось предоставить отчёт о борьбе с этой напастью. Уездные полицейские ввели обязательную регистрацию лошадей с выдачей свидетельств, в которых указывали особые приметы лошади, при помощи которых, как считали, можно было найти украденную лошадь. Это принесло неплохие результаты, и о конокрадстве в земствах забыли на 10 лет. В 1871 году Елисаветградское земство приняло решение о борьбе с распоясавшимися коно-крадами, которое поддержали большинство земств Херсонского уезда. Главным наказанием для конокрадов определили выселение их в отдаленные губернии по решению самой общины. Проблема возникла тут же. По словам гласного Ломаковского, в конокрадстве часто уличали не членов общины, а живущих в ней городских мещан. Ведь и городские воры не брезговали таким видом промысла, выезжая, как выражаются сейчас, «на гастроли».
Чаще всего жертвами конокрадов были немцы-колонисты. Они поднимали этот вопрос на высшем уровне. Один из них привел в пример такой случай: после ночной кражи лошадей пришло письмо, в котором была инструкция, как получить их обратно. Следовало через сложную цепочку лиц передать ворам 25 рублей и получить лошадей. Полиция начала расследование и очень быстро раскрыла это дело. В преступную шайку входили 11 человек, большинство из которых жили в Херсоне, а главарь – Лейба Шиндсон – был узнаваемым в городе человеком. Как писали газеты, это была крупнейшая шайка в истории губернии.
До начала ХХ века «головной болью» власти было уже не столько конокрадство, сколько высылка преступников и, соответственно, затраты. В 1881 году уездный исправник обратился к земскому собранию с ходатайством о принятии на счёт земства расходов по высылке братьев-конокрадов Пикинеровых в сумме 331 рубль 3 копейки. Но сельская община не могла выделить деньги «по причине полной несостоятельности». Так как это были не единичные случаи (какой общине хотелось платить за своих нерадивых членов?), из госбюджета выделяли суммы на высылку преступников. Но этих денег не хватало. Население относилось к конокрадам неоднозначно. Их ненавидели, боялись, но в то же время о них слагали легенды. Александр Куприн в рассказе «Конокрады» описывает одну из них: старик, искалеченный в молодости немцем-колонистом за конокрадство, рассказал своему внуку, что у Бузыги, самого проворного вора в округе, двойные ребра и спина, и что будто его никогда убить нельзя. Но самое главное: «Бузыга – он хитрый на голову. О-го-го! Это такой человек!» Правда, Бузыге это не помогло, и в финале рассказа его убили односельчане. Неудивительно, что и на Херсонщине появляются легенды о бандах полумифических разбойников, ворующих скот и угоняющих его на ярмарки. На самом деле большинство осужденных за конокрадство были одиночками. Большая часть из них до суда доживала редко. Так уж повелось, что пойманного конокрада крестьяне наказывали самостоятельно, нередко забивая его до смерти.