Егорова (Тимофеева) Анна Александровна
Она и впрямь походила на березу — высокая, стройная. «Береза» — это ее позывные. Назвали ее так, когда она была в 230-й штурмовой дивизии…
Война застала Анну инструктором Калининского аэроклуба, где она обучала летному делу таких же пытливых юношей и девушек, какой была не так давно сама.
Сначала ее направили в Донбасс, в аэроклуб, поближе к фронту. А когда фронт приблизился к Донбассу, Анна попала в 130-ю отдельную авиаэскадрилью связи Южного фронта. На неутомимом труженике войны У-2 она доставляла почту и все необходимое партизанам, вывозила раненых, словом, работы хватало.
…Крепко запомнился ей один из полетов зимой 1942 года. Она вылетела на связь с двумя кавалерийскими корпусами, совершавшими смелые рейды по тылам врага. Связь эта неожиданно оборвалась, и нужно было во что бы то ни стало установить ее. А погода была мало сказать нелетной, отвратительной — метель, сплошное «молоко» вокруг. Степной буран трижды вынуждал ее садиться. И все-таки она выполнила задание, обнаружила конников, установила с ними связь.
На летных трассах войны день ото дня крепло ее мастерство, накапливался боевой опыт. Анне хотелось испробовать свои силы на сильных, новейших машинах. Особенно ей нравился Ил — стремителен, хорошо защищен — настоящий летающий танк, имеет на вооружении две пушки, два пулемета, реактивные снаряды. И Анна добилась, после учебы в учебно-тренировочном полку, направления в штурмовую авиацию. Так она стала летчиком-штурманом 230-й дивизии.
Весь 1943 год прошел в непрерывных воздушных боях. Егорова часто совершала по нескольку полетов в сутки, бомбила живую силу и технику противника, подавляла огневые точки.
Во время одного из полетов, когда Анна в составе шестерки «илов» выполняла боевое задание, завязалась воздушная схватка между «мессерами» и советскими истребителями прикрытия. Несколько «мессеров» атаковали «илы». Анна видела, как в море упали машины с черно-белым крестом на фюзеляже, но вот падают и краснозвездные… В этот момент машину начало сносить вправо — были перебиты тяги рулей. С трудом ей удалось дотянуть машину до своего аэродрома…
Анне поручили ответственное и сложное задание: поставить дымовую завесу, чтобы облегчить нашим войскам прорыв мощной обороны противника — «Голубой линии». Эта линия преграждала нашим войскам путь к Керченскому проливу и в Крым. Сложность была в том, что лететь нужно было под огнем противника, очень низко над землей, без ту-рельных пулеметов и эрэсов, без маневра, по прямой.
Раньше такое задание выполняли летчики высокого класса и беспредельного мужества. И вот его поручили Анне Егоровой. И она с честью справилась с ним.
…20 августа 1944 года «Березе» доверили вести пятнадцать «илов» на штурм тылов противника на польской земле, за Вислой, в районе Магнушева и Пулавы. Это был ее последний, 270-й боевой вылет.
Летчикам преградила путь плотная завеса огня. Но они прорвались в глубь обороны врага, вышли в тылы, обнаружили то, что искали — колонну танков, и обрушили на нее всю силу реактивных снарядов. Усилили огонь и вражеские зенитчики. Один разрыв, второй рядом с самолетом, и в кабину Анны ворвалось пламя… Затем самолет камнем понесся к земле.
…Но Анна не погибла. Она в бессознательном состоянии попала в плен, вынесла все муки и ужасы концентрационных лагерей, осталась навсегда инвалидом.
К 20-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне Анне Александровне Егоровой (Тимофеевой) за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм присвоено звание Героя Советского Союза.