Первая электростанция Херсона
До 1900 года в Херсоне не было городской электростанции и электрических линий освещения.
Все основные исторические данные об устройстве электрического освещения в Херсоне взяты из хранящегося в Херсонском областном архиве «Отчета Коммиссии по устройству электрического освещения въ гор. Херсонъ» (издание — Херсонъ, Паровая типо-литографія наcл. О.Д. Ходушиной, уг. Собор. и Пот. ул., 1910 г.).
Херсонским Городским управлением рассматривался вопрос устройства электрического освещения, и 14 июля 1900 года был заключен договор с одним бельгийским инженером на сдачу ему концессии на устройство и эксплуатацию в г. Херсоне электрического освещения и трамвая. Но инженер своих обязательств не выполнил, и постановлением Городской Думы от 26 августа 1903 года договор был расторгнут.
С того времени и до 1907 года прежде всего из-за отсутствия у города средств этот вопрос не решался.
Заведующий электрической станцией инженер Е.Н. Ножевников (5 июня 1909 года). |
В феврале 1907 года Городской Голова и Городская Управа постановили рекомендовать Городской Думе заключить заем в 200 тысяч рублей на электрическое освещение города. Но это предложение было Думой отклонено.
8 августа 1907 года от Гласного Городской Думы Потомственного Почетного Гражданина, а впоследствии Почетного Гражданина г.Херсона, Петра Ивановича Соколова поступило заявление о позаимствовании городу, на особо указанных им условиях, 250 тысяч рублей для устройства в Херсоне электрического освещения, с погашением этого долга внесением в течение 37 лет по 15 тысяч рублей ежегодно.
22 августа 1907 года на своем заседании Городская Дума с благодарностью приняла это предложение и единогласно постановила уполномочить Городскую Управу произвести у П.И. Соколова заем в 250 тысяч рублей, принять от имени города обязательство на уплату процентов и погашение долга по 15 тысяч рублей ежегодно, направлять на образование капиталов имени П.И. Соколова по его распределению.
П.И. Соколов отказался воспользоваться лично как прибылью от этого займа, так и самим капиталом в 250000 рублей, что в общей сложности должно было составить за 37 лет 555000 рублей, и передал их при посредстве города на благотворительные цели.
Чтобы помочь беднейшему населению родного города, эти средства должны были ежегодно перечисляться Правлениям Херсонского Православного и Еврейского Благотворительных Обществ, Николаевскому Детскому приюту в г. Александровске, беднейшим учащимся Херсона на выдачу стипендий, приобретение одежды, плату за квартиры; постройку школ, создание рабочих мест для безработных; на выдачу денежных безвозвратных сумм беднейшим девушкам — уроженкам Херсона, вступающим в замужество в виде приданного.
6 ноября 1907 года Городская Дума образовала особую исполнительную Комиссию для устройства электрического освещения. Заместителем председателя комиссии был Н.И. Блажков, члены комиссии: Р.М. Витвицкий, Д.Ф. Пукалов, М.М. Когон, И.И. Бегун, М.Н. Фадеев, Г.К. Беккер, секретарь комиссии П.А. Тихонов.
Далее описываемые действия говорят об активной, напряженной работе комиссии. За период с 20 ноября 1907 года по 5 июля 1909 года, было 84 заседания, на которых разрешено 667 вопросов.
Комиссия воспользовалась приездом в г. Николаев профессора С.-Петербургского электротехническою института В.В. Дмитриева, известного специалиста по электротехнике и по составлению проектов электрического освещения в разных городах империи, пригласила его в Херсон для решения технических вопросов.
Комиссия инженеров, производившая приемку устройства станции 5 июня 1909 года. Слева направо: инженеры фирмы «Сименс и Гальске» А.А. Жолынский и И.Б. Деши, зав. электрической станцией Е.К Ножевников, инженер фирмы «Л.Нобель» М.П. Зейлигер, профессор В.В. Дмитриев, инженер А.П. Лапин и зав. Николаевской эл. станцией В.Г. Балткай. |
5 декабря 1907 года с профессором было заключено соглашение о разработке и составлении им детального проекта электрического освещения в г. Херсоне.
18 декабря 1907 года комиссией составлен план расположения дуговых фонарей на улицах и площадях Херсона.
Составленный профессором В.В. Дмитриевым проект электрического освещения был рассмотрен Комиссией 29 марта 1908 года и утвержден Городской Думой 25 апреля 1908 года.
Чтобы каменные, кирпичные, бетонные, плотницкие работы при постройке станции не выполняли различные подрядчики, Комиссия согласилась с заявлением инженера-электрика А.А.Васильева взять на себя все работы по постройке станции со скидкой 10% сметы профессора Дмитриева, и 30 апреля 1908 года с ним был заключен договор на постройку здания центральной электростанции.
16 мая была произведена разбивка здания, станции на месте Канатной площади (где ныне расположен кинотеатр «Украина»), и по окончании всех земляных работ, 28 мая 1908 года было официально освящено место постройки здания электростанции и заложены фундаменты.
Очевидно, читатель обратит внимание на сжатые сроки выполнения всех работ.
Путем соревнования, конкурсов определены фирмы, с которыми 28 июля 1908 года были заключены контракты на поставку оборудования для станции, электрических приборов, счетчиков, фонарей, медных проводов для сети уличного освещения (124150 метров).
Подряд на поставку сосновых столбов был отдан объявившему самые низкие цены местному лесопромышленнику купцу З.М. Медведеву.
Чтобы поощрить строителей, в конце каждой недели выдавались чаевые: рабочим по 10 копеек, а главным мастерам и десятникам — по 20 копеек на человека.
С наступлением морозов линейным мастерам и рабочим по устройству сетей уличного освещения комиссия постановила выдавать ежедневно на чай по 10 копеек на человека.
Внешний вид дизельной электростанции 19-10 г. (сегодня на этом месте кинотеатр «Украина») |
Для ускорения работ на станции комиссия прибегла к работам по праздникам и вечерам с оплатой вечерних работ в 1,5 раза дороже нормальных дневных, а праздничных — в 2 раза.
В процессе работы постоянно вносились изменения в проект профессора В.В. Дмитриева, предусматривающие дальнейшее расширение станции, протяженность сетей, количество фонарей освещения и частных абонентов.
Из Отчета комиссии видно, что были факты неудовлетворительного, недобросовестного отношения фирм и подрядчиков к выполнению своих обязательств, срывы сроков строительства и поставок оборудования и изделий.
Но отмечается, что многие шли навстречу стремлениям комиссии для скорейшего осуществления проекта, не считаясь со своими дополнительными материальными затратами. Это, прежде всего, инженер-электрик А.А. Васильев, фирмы «Л. Нобеля» из С.-Петербурга, «Сименса и Гальске». Открытие Центральной электростанции произошло с опозданием всего на 15 дней, 15 декабря 1908 года.
Авторитетную комиссию экспертов представляли: профессор В.В. Дмитриев, заведующий Николаевской городской электростанцией инженер-электрик В.Г. Балткай, заведующий Херсонской электростанцией инженер-электрик Е.Н. Ножевников и местные инженеры А.С. Сергеев, А.П. Лапин и О.И. Неймарк.
Официальный прием всего устройства электрического освещения был произведен 1—5 июня 1909 года. Освидетельствование же всего устройства правительственной комиссией состоялось 15 июня 1909 года.
Что же собой представляла Херсонская городская центральная электрическая станция?
Первая Херсонская электростанция была оборудована тремя двигателями Дизеля (завода «Л. Нобеля» в С.-Петербурге) мощностью: 1 двигатель в 90 л.с. с двумя динамо-машинами постоянного тока на 30 кВт и напряжением 275 вольт; 2 двигателя по 175 л.с. с двумя динамо-машинами постоянного тока на 118 кВт и напряжением 550 вольт и батареей аккумуляторов в 100 л.с. ( 300 элементов, емкостью 378 ампер-часов при 4-х часовом разряде и 508 ампер-часов при 10 часовом разряде). Динамо-машины поставлены фирмой «Сименс и Гальске».
Общий вид машинного зала дизельной электростанции. Щит управления дизельной электростанции |
Станция была рассчитана на 159 одновременно горящих, установленных на улицах и площадях города дуговых фонарей по 8 ампер, и 5500 установленных ламп накаливания.
Система трехпроводная, постоянного тока, напряжение у абонентов 2 х 225 вольт.
В декабре 1908 года было подключено 67 абонентов.
К 1 января 1910 года уже было подключено 489 абонентов, из которых 481 потреблял энергию для освещения установленными лампочками в количестве 8 479 штук и 8 абонентов, берущих энергию для электродвигателей, мощность которых эквивалентна 542 лампочкам по 16 свечей каждая.
Сеть частного потребления к 1 января 1910 года была нагружена 9021 лампочкой по 16 свечей.
По правилам, утвержденным Городской Думой, устройство вводов и присоединение к сети всех частных абонентов до 1 апреля 1909 года осуществлялось совершенно бесплатно.
Эта работа городу, обошлась в 4 126 руб.26 коп.
История донесла нам имена тех, кто сооружал и первое время обслуживал электростанцию и сети. Это городской архитектор А.И. Сварик, заведующий станцией, инженер-электрик Е.Н. Ножевников, заведующий оборудованием сети, инженер-электрик А.П. Лапин, приказчик, Потомственный Почетный Гражданин Херсона М. Спасский, линейный монтер Г. Лесник, старший монтер станции В.В. Трофимов, старший машинист станции С. Фролов, секретарь комиссии П.А. Тихонов, монтеры у распорядительной доски Н.А. Иваненко и А.И. Горобец, помощник машиниста И.М. Лосев, линейный монтер Г.Г. Задорожний, угольщик М.П. Корнилов и другие. С 15 сентября 1909 года заведующим станцией был приглашен инженер-электрик П.Д. Меньшиков.
Комиссия рекомендовала Городской Думе выразить благодарность за безвозмездный труд заведующему Николаевской городской электростанцией инженеру-электрику В.Г. Балткай и инженерам А.С. Сергееву, О.И. Неймарку, Е.А. Вадону, М.И. Мартыновскому, П.Н. Потоцкому.
Дальнейшая история развития энергетики Херсона тесно связана с историей страны, государства.
Росло число потребителей электроэнергии, развивались городские электросети, увеличивалась выработка электроэнергии и ее потребление. Но революционные события 1917 года и особенно хозяйничание в городе интервентов в 1918-1920 годах привели к тому, что большинство агрегатов городской электростанции были выведены из строя, разрушены линии электропередачи. Город полностью остался без электроснабжения.
И только к концу 1923 года станция начала восстанавливаться. Мощность дизельных установок составила 740 лошадиных сил.
В 1924 году станцией было выработано 462 тысячи кило-ватт часов электроэнергии, в 1925 году уже — 758 тысяч кВтч.
Станция быстро восстанавливалась, были отремонтированы все дизельные установки, увеличилось число абонентов. К октябрю 1924 года их было 2300, а к октябрю 1925 года уже — 3693. В январе 1925 года в городе было включено уличное освещение — 106 фонарей по 600 свечей каждый и 623 домовых фонаря по 25 свечей. Электростанция вырабатывала постоянный электрический ток.
А в 1928 году в городе появилась первая электроустановка переменного тока мощностью 100 кВА. Эта мощность использовалась для водонасосных станций на окраинах города.
Несмотря на расширение и реконструкцию дизельной электростанции, развивающаяся в городе промышленность, рост численности населения требовали новых электрических мощностей.
Дизельная электростанция работала до середины 30-х годов, затем была законсервирована.
В годы войны фашисты разорили станцию, а при отступлении из города взорвали здание.