Город-спутник
В это время сложилась очень трудная обстановка с обеспечением работников завода благоустроенным жильем. На 1 января 1967 года в эксплуатации находились 64 800 квадратных метров заводской жилой площади. За истекший год к жилому фонду завода прибавились только 30-квартирный дом-вставка, построенный хозяйственным способом на жилом массиве, и дом по улице Рабочей, переданный одним из николаевских предприятий. Весь жилой фонд судостроительного завода состоял в 1967 году из 126 зданий, в том числе 78 домов каменных, 23 сборно-щитовых, 25 каркасно-камышитовых.
На заводе работало много молодежи и заводских общежитий явно не хватало. К тому же их благоустройство находилось на очень низком уровне. Вот, например, какие недостатки жилищно-бытовых условий женского общежития, расположенного в Казацком переулке, вскрыла рейдовая бригада под руководством секретаря завкома комсомола В. Соломахи: «На кухне два длинных стола, в углу — кран для воды, напротив, по диагонали, — аккуратная холодная электроплита. Она давно бездействует: спирали перегорели. Рядом плита большая, предназначенная для угля, сплошь уставленная кастрюльками. Большие и маленькие, они впритык разместились на небольшой поверхности, и каждая хозяйка ревностно смотрит за «своей» кастрюлей, дабы не двинул кто-нибудь в сторону.
Сейчас на кухне женского общежития часы пик, все вернулись с работы, стараются побыстрее приготовить, что-нибудь перекусить, а затем отправиться в школу, техникум, институт. Поэтому приходится толкаться — ведь жильцов на этаже много, а плита всего одна. Правда, на правом крыле общежития стоит точно такая же, но она бездействует. Начальник жилищно-коммунального отдела приказал экономить уголь, дескать, хватит для восьмидесяти девушек и одной плиты, пусть хозяйничают в порядке живой очереди.
Девушкам, что живут на четвертом этаже, еще хуже, там вообще они лишены всякой возможности приготовить горячую пищу. Семейные жильцы оккупировали кухню, считая, что девушкам не нужно готовить обед, так как у них нет мужей и детей. Когда женщины не пожелали мириться с этим, все тот же начальник заявил: «Вы слишком требовательны! Если не нравится, уходите на частные квартиры!» Девушки не хотят идти искать уюта у собственника-спекулянта, а требуют нормальных жилищных условий в общежитии, которое дал им завод. Они, например, хотят, чтобы в каждой комнате горела настольная лампа, но она выдавалась только тем, кто учится. Кстати, прежде чем приобретать настольную лампу, необходимо было установить розетки.
В комнатах тесно, дети кричат, мешают отдыхать и заниматься. Идти в красный уголок? Но его здесь нет. Рекомендуют девушкам арендовать его в соседнем мужском общежитии, но это не всегда возможно и удобно. А жители женского общежития хотят иметь свой красный уголок, чтобы там можно было провести вечер, потанцевать, поговорить.
Где проживает женщина, там рождается уют, тепло. А в комнатах? Зачастую они напоминают солдатскую казарму. Кровати покрыты простынями, вместо стульев — ободранные, неопределенного цвета табуретки, шкафы старые, расшатанные. Девушки пытаются создать уют, украшая этажерки и тумбочки куклами, пустыми флаконами, искусственными цветами. Почему, например, не дать в комнаты хорошие коврики, дорожки? Ведь они есть на складе завода».
Рейдовая бригада посчитала, что жилищно-коммунальный отдел завода в целях улучшения бытовых условий жителей женского общежития обязан решить вопрос с кухней, выделить для каждой комнаты настольную лампу, оборудовать помещение красного уголка, обеспечить каждую комнату качественной мебелью, другим инвентарем, а также чаще проводить вечера отдыха.
Необходимо отметить, что в мужских заводских общежитиях обстановка складывалась не лучше. А выстроенное общежитие на острове, вблизи завода, хотя и было комфортабельнее и уютнее, проблемы жилья для молодых рабочих не решало.
С жильем на заводе стало трудно с тех пор, как только начали возводиться заводские корпуса. И по мере того, как предприятие расширялось, увеличивалось количество рабочих — становилось все труднее. Создалось такое положение. Поступает на работу молодой человек, дали ему место в общежитии — он доволен. Женился парень — общежитие его не устраивает. Его ставят в список на очередь, помогают снять комнату в частном доме. Но вот родился ребенок, потом второй… В одной комнате уже не житье, а квартиру ждать еще долго. И молодой рабочий начинает думать об уходе туда, где твердо обещают квартиру — вот и потерял завод квалифицированного рабочего.
Или другая ситуация. На жилмассиве, в районе железнодорожного вокзала, где в свое время много корабелов получили хорошие квартиры, впоследствии многие на заводе уже не работали — перешли на другие предприятия, что поближе к дому. Создавалось неблагоприятное для завода положение: одни работники оставляют работу потому, что долго не могут подучить квартиру, другие потому, что получили ее далеко от завода.
В связи с необходимостью расширения жилищного строительства министерство выделило заводу для этой цели соответствующие средства, и перед руководством стал вопрос: где начать возведение жилмассива корабелов? Директор завода В. Ф. Заботин выступил с предложением строить город-спутник на Карантинном острове, рядом с заводом. В коллективе эта идея воспринялась единогласно: предстоящие трудности строительства современного города на месте болотной топи и части большого озера никого не смущали, заводу приходилось решать задачи и более сложные.
Однако в других инстанциях, в частности, в херсонском филиале «Гипрограда», к строительству жилпоселка на Карантинном острове отнеслись по-разному. Высказывались сомнения в том, что строить жилмассив на пятьдесят-шестьдесят тысяч жителей рядом с таким крупным промышленным объектом вряд ли целесообразно. Директору предлагали для строительства тогда еще не застроенный район Забалки. Одним словом, возражений было много, и для их отвода требовались иногда сложные инженерные расчеты. С большим трудом Заботин убедил сомневающихся.
Проект детальной планировки жилого района разработал киевский институт «Гипроград». По этому проекту жилмассив представлялся законченным жилым образованием, охватывающим территорию почти в 100 гектаров, получал удобную связь с центром города и выходил к будущей набережной реки Кошевой. На территории первой очереди микрорайона предусматривалось размещение жилых домов общей площадью 124 тысячи квадратных метров для проживания нескольких десятков тысяч человек в 5-9- и 12-этажных строениях.
Согласно первоначальному проекту жители первой очереди микрорайона получали полный комплекс необходимого культурно-бытового обслуживания: 4 комбинированных детских садиков-яслей, две школы, промтоварные и продуктовые магазины, кафе, столовые, бытовые и самодеятельные мастерские. Были запланированы также объекты районного обслуживания: гостиница, ресторан с кафе, широкоэкранный кинотеатр, поликлиника, районная автоматическая телефонная станция на 10 тысяч номеров, механизированная прачечная, почта, сберегательная касса.
В планировочном и композиционном отношениях микрорайон представлял собой сочетание отдельных жилых кварталов с населением 4 тысячи человек каждый, с набором необходимых общественных учреждений и площадок. В жилых кварталах предполагались внутренние озелененные дворы с полным комплексом благоустройств и спортивных сооружений. Проект предусматривал полное инженерное обеспечение микрорайона: водоснабжение, канализацию, тепло- и газоснабжение, радиофикацию и телефонизацию. Решалось комплексное озеленение и благоустройство всей территории микрорайона.
Вопрос расселения семей по квартирам решался с учетом демографического состава, то есть каждая семья получала отдельную благоустроенную квартиру исходя из расчетной нормы. Особое значение молодые рабочие придавали многоэтажным домам для малосемейных. Эти однокомнатные квартиры со всеми удобствами предназначались, как правило, молодоженам, которые с очереди на многокомнатную квартиру не снимались, и предполагалось, что через некоторое время и они переберутся в более просторные квартиры, а их место в малосемейных домах займут другие.
В 1967 году строители начали намывать территорию под будущее строительство и 5 ноября этого же года забили первую сваю для дома нового жилого массива, получившего впоследствии название Корабел. Рабочие завода с интересом и вниманием следили за его строительством, с нетерпением ждали того момента, когда появятся первые новоселы, и это в большой степени стимулировало их труд.
Строительство микрорайона Корабел осуществлял трест «Херсонжилстрой», однако большую помощь подрядной организации оказывал сам судостроительный завод, снабжая стройку лесом, металлом, красками, изготавливая различные изделия, как, например, балконные перегородки, плинтуса, наличники, балки перекрытий. На строительстве первых домов трудились многие сотни рабочих завода.
24 января 1970 года вереница груженых автомашин впервые направилась к двум пятиэтажным домам микрорайона, и, несмотря на раннее утро, новоселов здесь встречали. Поздравить их пришли администрация завода, районные власти. Митинг открыл председатель заводского комитета профсоюза В. И. Скляров. «Сегодня, — сказал он, — 228 новых благоустроенных квартир получают наши труженики в городе корабельном. С новосельем, товарищи!»
Первый ордер и ключи от квартиры директор завода В. Ф. Заботин вручил ветерану судостроения Н. А. Путиенко, которому предоставили почетное право разрезать символическую ленту. Первыми новоселами стали электросварщик стапельного цеха А. А. Нецецкий, старший мастер И. Т. Губа, слесарь В. Н. Молодченко, такелажник Г. А. Стукан и другие.
Быстрыми темпами шло строительство объектов в жилом поселке на Карантинном острове. В 1973 году началась учеба в первой школе-десятилетке, затем вступила в строй вторая. Приняли детей четыре детских садика на территории первой очереди микрорайона, открыли детский кинотеатр «Дельфин» и кафе «Лакомка». Вскоре вошла в строй еще одна новостройка — большой спортивный комплекс, трибуны которого вмещали 3500 человек. Здесь можно играть в ручной мяч, волейбол, баскетбол, футбол, теннис и другие спортивные игры, а зимой проводить хоккейные соревнования, учиться фигурному катанию. Спортивный комплекс не имеет себе равных в жилых микрорайонах не только в области, но и в республике.
В течение восьмидесятых годов в микрорайоне Корабел были сданы в эксплуатацию целый ряд объектов культурно-бытового назначения. Среди них — девятиэтажная гостиница «Бригантина», в 108 комфортабельных комнатах которой могли поселиться одновременно 198 гостей. В одно- и двухместных номерах туристы, командированные из других городов, прибывающие члены экипажей судов, строящихся в объединении, получали все условия для полноценного отдыха: комнаты уютные, обставлены мягкой мебелью, в большинстве есть телевизоры, душевые. Рядом с гостиницей возведены здания автоматической телефонной станции и большого «Торгового центра». За ними построен кинотеатр «Мир», тоже современный, с благоустроенными кинозалами на шестьсот и двести мест, уютными фойе, новейшей киноаппаратурой, кондиционированным воздухом. Далее расположилась поликлиника, рассчитанная на 600 посещений в день.
В 1984 году строители приступили к возведению второй очереди микрорайона Корабел. В октябре заводчане заселили первый многоэтажный дом на 323 квартиры — самый большой дом из построенных на территории жилмассива. В 1985 году, также в октябре, был сдан новоселам второй гигантский дом на 319 квартир, затем построены школа и два детских садика. Строительство микрорайона продолжается.
«Мир дому моему» — этими словами каждый год весной судостроители начинали свой традиционный субботник в микрорайоне Корабел. Славное было стремление у жильцов жилмассива, люди ждали этого субботника, верили, что их жилой район станет краше. В этот день многие жители дружно брались за работу с утра, и даже если шел дождик — не беда, после него только ярче все зеленело. Любовь к труду в такие дни прививали родители и учителя школ и детям, которые работали наравне со взрослыми.
Движение по строительству молодежных жилищных комплексов не обошло стороной и молодежь судостроительного завода. В середине 1987 года на предприятии организовалась инициативная группа по созданию жилищного кооператива. Идея молодежного комплекса родилась не на пустом месте. В микрорайоне Корабел по генеральному проекту был запланирован 16-этажный малосемейный дом, и молодежь объединения совместно с администрацией предложила уплотнить застройку микрорайона, чтобы создать возможность выстроить молодежный жилой комплекс. В его состав включались один 14-этажный, два 9-этажных и два 5-этажных дома. Строительство предполагалось вести хозяйственным способом. Все дома имели типовые проекты, но привязывались к существующим условиям. В будущем жилом комплексе проектировщики старались предусмотреть все удобства для активной жизни молодежи: актовый и спортивные залы, школу, два детских сада, стадион — короче говоря, все, чтобы жилищный молодежный комплекс функционировал нормально.
Все новое дается нелегко. Случались трудности и у инициативной группы, и для достижения принципиальных решений ее руководителям пришлось дважды побывать на приеме у министра судостроительной промышленности. Министр заверил посланцев молодежи, что окажет всяческую поддержку в строительстве жилищного комплекса.
Некоторые проблемы возникли уже на начальной стадии рождения новой стройки, так как до конца не решался вопрос обеспечения ее материалами, отсутствовали копры для забивки свай, подъемные краны. Однако молодежь не покидала уверенность в наилучшем исходе дела. Эта уверенность подкреплялась и огромным желанием строить жилье, и повседневной поддержкой руководителей всех рангов.
Заводская молодежь не стояла в стороне и принимала самое активное участие в непосредственном строительстве комплекса. В каждом цехе и отделе были созданы штабы, которые руководили участием своих коллективов в строительстве жилья. Молодых людей, особенно из числа тех, кто имел какие-либо строительные специальности, они посылали на стройку. Прямое участие в делах комплекса приняла молодежь проектной организации, выполнившая привязку будущего молодежного жилищного комплекса к генеральному проекту.
Прежде чем приступить к основной работе, инициативная группа провела солидную подготовку строительства: подобрала квалифицированных рабочих-строителей, отремонтировала свайный участок, определила стройплощадки. А самое главное — создала молодежный строительный отряд. К концу года молодые строители забили сваи под фундамент первого молодежного дома.