60 лет назад корабелы открыли свой счёт…
Нынешнее положение дел, с которым херсонские судостроители пришли к своему 60-летнему юбилею, никак не назовешь блестящим или хотя бы стабильным. Трудно его сравнить даже с тем послевоенным, когда завод возрождался из небытия, а первые его судостроители были полны энергии, энтузиазма и уверенности в достойном завтрашнем дне
После окончания самой кровопролитной из всех войн страна лежала в руинах. Однако уже повсеместно с каждым днем всё интенсивнее становился темп мирного строительства.
В ноябре 1945 года с решения Министерства судостроения СССР о создании в Херсоне крупной судоверфи началась новая эра и в послевоенном херсонском судостроении. Идеально удобным участком для нового предприятия оказался Карантинный остров – обособленное «государство» в пределах городской черты. До войны здесь располагались несколько небольших судостроительных заводов, которые начали работу ещё в дореволюционное время, и небольшое рыбацкое поселение.
Решение о строительстве нового предприятия достаточно быстро воплотилось в жизнь. В течение года были подписаны необходимые документы, составлен проект с учетом перспективы развития судостроения, решен вопрос о переселении жителей, дома которых попадали в зону запланированного строительства. К подготовительным работам приступили уже в 1947–1948 годы. Возведение крупного судозавода в Херсоне стало главным городским событием конца 1940-х годов. А в работах по его строительству принимал участие, без преувеличения, почти весь город. Еще бы: ведь это было первое в Херсоне послевоенное предприятие государственных масштабов! К тому же таким образом решили насущный вопрос трудоустройства большого количества демобилизованных из армии солдат и возвращавшихся в Херсон мирных жителей. Параллельно с возведением заводских цехов и объектов, подъездных путей и дноуглубительными работами шло строительство автомобильно-пешеходного моста через реку Кошевую. А в 2–3 километрах ниже по течению уже в июле 1950 года сдали в эксплуатацию первый объект из числа основных сооружений нового предприятия – железнодорожный мост с веткой от станции Херсон до строительной площадки завода. Новый железнодорожный путь позволил значительно сократить доставку необходимых материалов в зону строительства.
Одновременно с основными работами на заводской стройплощадке в новых городских районах, получивших впоследствии названия Жилмассив и Жилпосёлок, возводили жилье для заводских рабочих. Поначалу это были длинные одноэтажные здания барачного типа. Однако если в 1980-е годы они, получившие множество нареканий за свои неудобства, были снесены, то в далекие 1950-е отдельная комната в бараке была пределом мечтаний многих семей судостроителей. Затем на смену устаревшим баракам пришли пятиэтажки. Уже в 1970-е годы по инициативе легендарного директора завода Всеволода Заботина в непосредственной близости от предприятия, среди живописной природы Карантинного острова, начали строительство жилмассива «Корабел» с 9-этажными домами.
В 1950-е годы с началом заселения новых, отдаленных от завода районов города одной из существенных проблем оказалась доставка заводчан на работу. Проблему решили довольно непривычным для херсонцев способом. Заводские старожилы помнят, как от железнодорожного вокзала до судозавода и обратно курсировал паровоз с 3–4 прицепными пассажирскими вагонами, развозивший людей. Пожалуй, это было первое в Херсоне ведомственное транспортное средство подобного назначения.
Наконец, на еще не возведенном окончательно судостроительном заводе появилась возможность приступить к судосборке. 15 июля 1951 года херсонские судостроители скромно отметили знаковое для всей отрасли событие – закладку первого судна. Это была баржа длиной 43 метра и грузоподъемностью всего 250 тонн. В масштабах современных большегрузных морских и океанских судов её размеры кажутся более чем скромными. Однако, несмотря на это, она стала достойным первенцем херсонского послевоенного судостроения. Отсутствие навыков, необходимых инструментов, механизмов, приспособлений и почти полностью ручной труд не помешали первым послевоенным судостроителям Херсона справиться с заданием к запланированному сроку. А спуск баржи на воду 12 октября 1951 года открыл счет будущим построенным на заводе судам. Как передать словами чувства созидателей, увидевших свое первое детище на плаву? Гремело громогласное «ура», люди плакали и обнимались, поздравляя друг друга. А вместе с судостроителями их победу праздновали и Херсон, и вся страна.
После спуска баржи и потоков поздравлений вновь начались нелегкие трудовые будни. Со спуском на воду в 1953-м 145-метрового танкера «Херсон» завод открыл серию нефтеналивных судов. Вслед за «Херсоном» в том же году сдали танкер «Грозный». Нельзя сказать, что всё было гладко на столь крупном и сложном предприятии. Однако и коллектив, и руководство завода, объединенные общим делом, находили достойные решения даже в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Причем темпы строительства судов с каждым годом неизменно увеличивались. И если в 1953 году со стапелей судозавода сошли всего два танкера, то в 1954-м – уже 3, в 1955 году – 4, в 1956-м – 5, в 1957-м – 7 и так далее.
Что бы ни говорили современные политологи о советском времени, но именно оно стало периодом расцвета отечественных предприятий. В том числе – Херсонского судозавода. Мощное и богатое предприятие, которым завод стал за 15–20 лет существования, неизменно заботилось о своих кадрах.
Уже всего спустя 2 года с начала деятельности судозавода, летом 1953-го, состоялось открытие заводского пионер-ского лагеря в селе Старая Збурьевка Голопристанского района. Немного позже в Цюрупинске построили современный профилакторий с удобными и прекрасно обставленными комнатами. Ежедневно по окончании рабочего дня от заводского причала отходил катер, доставлявший работников в Цюрупинск: отдых, лечебные процедуры, питание, здоровый сон, а утром тем же катером – к началу рабочего дня на завод.
В середине 1960-х годов заводская социальная сфера пополнилась базой отдыха «Корабел» на берегу Чёрного моря в поселке Лазурном, которая считалась одной из лучших на побережье. А на территории завода построили 2-этажную поликлинику, укомплектованную самым современным на то время медоборудованием. Также достойное внимание уделяли на заводе культуре и спорту. Вспомните хотя бы танцевальный ансамбль «Світанок», который был постоянным участником всех городских мероприятий. Это первый самодеятельный коллектив, представивший Херсонщину за рубежом. Впрочем, для того чтобы вспомнить и рассказать о всех успехах и достижениях херсонских судостроителей в различных сферах трудовой и общественной деятельности в советский период, пришлось бы занять не одну газетную полосу.
Отметим лишь то, что забота о развитии заводской социальной сферы и в первую очередь – о людях сказывалась в конечном итоге и на основном производстве, то есть возвращалась сторицей. И это понимали руководители предприятия. Отдельная степень заслуг в становлении и укреплении производственной и бытовой сфер судостроительного завода принадлежала его многолетнему бессменному директору – Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской премии Всеволоду Заботину. В память о легендарном руководителе один из скверов микрорайона «Корабел» – детище Всеволода Фёдоровича – получил его имя. А в сентябре 2009 года здесь торжественно открыли памятник Заботину.
Самый популярный лозунг советского периода «Быть рабочим – большая честь» в прежние времена являлся совсем не пустым звуком. Созданную в 1953-м на базе завода школу фабрично-заводского обучения в начале 1960-х годов реорганизовали в профессионально-техническое училище. Только за первые 2 года существования в новом качестве это учебное заведение подготовило более 1000 квалифицированных рабочих для народного хозяйства. Из них 700 выпускников стали членами коллектива херсонских судостроителей. Немного позже опять же на базе Херсонского судозавода открыли вечерний филиал Николаевского кораблестроительного института, а в июне 1973 года состоялся первый выпуск инженеров. Квалифицированные рабочие кадры и инженерно-технические работники – выпускники вуза стали основной силой, благодаря которой крепко стояло и развивалось херсонское судостроение советского времени.
С каждым годом Херсонский судостроительный завод наращивал темпы строительства и спуска на воду судов. К примеру, ровно 40 лет назад, в 1971 году, в течение года были построены и спущены на воду 14 крупных судов, причем половина из них – для зарубежных заказчиков. В числе держав, размещавших свои заказы на Херсонском судостроительном заводе, были Греция, Кувейт, Ирак, Индия, Куба, Венгрия, Болгария, Федеративная Республика Германия и другие. В целом же с 1951 по 1992 годы со стапелей завода сошло более 250 крупнотоннажных судов.